Бактерии, устойчивые ко всем популярным антибиотикам, добрались до Великобритании

21 декабря британские биологи объявилиоб обнаружении в различных бактериальных пробах, взятых на острове как у людей, так и у домашнего скота, бактерий, содержащих ген mcr-1. Этот ген, появляющийся у микроорганизмов благодаря недавно открытому механизму передачи генов MCR-1, наделяет их способностью сопротивляться колистину – антибиотику, обычно используемому в качестве «последнего средства».

Первый антибиотик, принадлежащий к классу пенициллинов, был открыт в 1928 году, а широкое распространение получил во время Второй Мировой войны. С тех пор было открыто большое разнообразие антибиотиков, разделяемое специалистами на группы, подгруппы и классы. Однако последний класс антибиотиков был открыт в 1987 году – но эволюцию микроорганизмов никто не останавливал.

В рамках естественного отбора после появления нового класса антибиотиков неизбежно появляются бактерии, устойчивые и к этому классу. В связи с этим некоторые исследователи предупреждают об опасности ""апокалипсиса антибиотиков«:[http://www.bbc.com/…lth-21702647]» – наступления такого момента, когда против новых штаммов бактерий все известные антибиотики окажутся бессильными. По словам исследователей, после этого человечество вернётся в то не очень приятное прошлое, в котором можно умереть от простого пореза пальца.

В частности, известно понятие «госпитального штамма», когда разные формы золотистого стафилококка выживают в условиях стационаров, где усиленно применяются антибиотики, и мутируют в устойчивые к лекарствам формы.

Причины замедления исследований в области антибиотиков называются самые разные. Например, фармацевтическим компаниям гораздо выгоднее заниматься лекарствами от диабета или повышенного давления, поскольку такие лекарства очень быстро и широко выходят на рынок. Антибиотики же остаются средством, применяемым в последнюю очередь.

Кроме этого, некоторые говорят о торможении медицинских исследований, происходящем по причинам защиты авторских прав. Многие обвиняют в трудностях подобных исследований слишком сильные ограничения, наложенные регуляторами в данных областях. Сами же учёные в настоящий момент чрезмерно увлечены генетическими исследованиями, наноинженерией и синтетической биологией, в результате чего вопрос исследования антибиотиков отошёл на второй план.

В настоящий момент одобренным антибиотиком последнего поколения является колистин. Впервые он был открыт японским учёным ещё в 1949 году, и сейчас к нему обращаются в тех случаях, когда остальные антибиотики не помогли.

В ноябре 2015 года впервые был открыт механизм переноса гена устойчивости к колистину, MCR-1, в Китае. Скорее всего, из-за чрезмерного увлечения этим антибиотиком на фермах, выращивающих домашний скот, у бактерий и появился ген, дающий устойчивость к колистину. Такие бактерии были обнаружены у каждого пятого животного и в 15% из проверенного свежего мяса. При этом было обнаружено уже несколько видов бактерий, содержащих ген mcr-1: E. coli, Klebsiella pneumoniae и Pseudomonas aeruginosa.

А уже в декабре бактерии, имеющие подобный механизм, были обнаружены в Нидерландах, Лаосе, Малайзии, Португалии и Дании. Два дня назад об обнаружении бактерий сообщили и из Британии.

«Теперь у нас есть все компоненты, необходимые для наступления пост-антибиотической эры,– предостерегает британский профессор Тимоти Уолш [Timothy Walsh] из Университета Кардиффа, участвовавший в исследовании бактерий. – Если MCR-1 превратится в глобальное явление,– а точнее, не если, а когда,– а затем этот ген скооперируется с другими генами, придающими устойчивость к другим видам антибиотиков, что неизбежно, это будет означать появление нового мира без антибиотиков. После этого, если пациент, допустим, заражён E. coli, вы не сможете ничего для него сделать».

Механизм передачи генов, придающих устойчивость к антибиотикам

В принципе, механизмы сопротивления колистину уже попадались биологам – но на этот раз передача мутировавших генов происходит просто, как никогда. Профессор Марк Уилкокс [Mark Wilcox] утверждает, что скорость передачи этих генов «до смешного» высока. Уилкокс говорит, что хотя пока не было зафиксировано какого-то одного достаточно крупного события, знаменующего конец эры антибиотиков, «битву мы точно проигрываем».

Недавно учёные объявили об открытии антибиотика нового типа – тейксобактина. Но его исследования ещё не завершены, учёные ещё пока даже не разобрались в механизме его действия и не отнесли его к какому-то определённому классу. Поэтому использовать его на людях и даже на домашнем скоте пока не представляется возможным.

geektimes.ru