Выявлены гены, участвующие в обеспечении устойчивости бактерий к действию радиации

Группа исследователей из университета Висконсина обнаружила 46 генов бактерий Escherichia coli, которые принципиально необходимы для выживания в условиях крайне высокого уровня радиации.

«Проведённое исследование выявило новые пути клеточного самовосстановления, включая ДНК-пути, те, что выявляются и у человека, которые могут помочь защитить нас от рака» — говорит Майкл Кокс (Michael M. Cox, ответственный автор).

Высокие дозы радиации смертельно опасны не только для человека, растений и животных, но так же они представляют серьёзную опасность для бактериальных клеток в целом.

Тем не менее, существуют определённые виды бактерий, например, Deinococcus radiodurans, которые весьма устойчивы к интенсивному радиационному излучению. У E. coli в норме подобная защита от радиации отсутствует.

Однако учёным удалось получить устойчивые штаммы, облучая бактерий повышенными дозами радиации, собирая устойчивые штаммы из каждой генерации.

Специалисты обратили внимание на 46 генов в геноме кишечных палочек дикого типа. Полученные результаты поддерживают идею о том, что выживаемость после действия высоких доз ионизирующего излучения зависит не только от некого единственного механизма, но является результатом существования множества систем.

«Мы выяснили роль генов, вовлечённых в различные процессы: центральный метаболизм, синтез и поддержание клеточной стенки — протекающие при выживании после радиационного облучения. Что, возможно, более важно мы определили восемь генов, функции которых неизвестны, играющих существенную роль в выживании после радиационного облучения» — говорит Майкл Кокс.

Полученные специалистами результаты могут принести пользу в будущем, считает он.

«Наше понимание того, как клетки взаимодействуют с ионизирующим излучением развито в незначительной степени. Проведённая нами работа расширяет представления о клеточных функциях, которые принимают значимое участие в нейтрализации эффектов ионизирующего излучения. Она показала некоторые потенциально новые пути, в рамках которых клетка репарирует ДНК, клеточные белки и другие компоненты после воздействия на них высоких доз радиации» — уточняет Кокс.

Один из генов, функция которого ранее была неизвестна, участвует в репарации двунитевых разрывов ДНК.

По словам Майкла Кокса,

данный ген напоминает ген человека XPB, и он может помочь пролить свет на некоторые ключевые пути репарации ДНК человека, которые защищают от рака.

Более подробное описание результатов проведённого исследования можно найти на страницах Journal of Bacteriology.

2. Science Daily