Ученые выяснили, за что отвечает неандертальская ДНК в геноме человека

Ученые проанализировали распределение генов неандертальцев в ДНК человека и выяснили, что она помогла нам приспособиться к холодному климату, но может также влиять на предрасположенность к некоторым болезням, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

«Теперь, когда можно оценить вероятность, с которой конкретный генетический вариант был привнесен неандертальцами, мы можем начать выяснять, как унаследованная от них ДНК влияет на нас», — пояснил Дэвид Рейч (David Reich) из Медицинской школы Гарварда в Бостоне (США).

Рейч и его коллеги, в том числе Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия), проанализировали генетические варианты в геномах 846 человек неафриканского происхождения и 176 африканцев и сравнили их с расшифровкой генома неандертальца, возраст которой составляет 50 тысяч лет и которую ученые сделали в прошлом году.

Оказалось, что

неандертальские гены распределены в геноме человека неравномерно. Свободные от них участки ученые обнаружили на X-хромосоме и в тех областях ДНК, которые кодируют гены, которые участвуют в работе мужской репродуктивной системы. Это говорит о том, что люди и неандертальцы, хотя и скрещивались, были генетически так слабо совместимы, что их потомки часто оказывались бесплодны.

Значительно число неандертальских генов содержится в участках генов, кодирующих производство белков кератинов, которые придают прочность коже, волосам и ногтям. Ученые полагают, что эти гены могли быть полезны нашим предкам в холодном климате.

Кроме того, от неандертальцев человек получил гены, которые, как показали предыдущие исследования, повышают вероятность развития некоторых заболеваний — волчанки, болезни Крона, цирроза печени, диабета второго типа, а также влияют на уровни интерлейкина-18 в организме, размер слепого пятна в глазу и то, насколько легко человеку бросить курить. Ученые полагают, что

в дальнейшем им удастся обнаружить неандертальское происхождение и других генов.