Стволовые клетки в костном мозге мужчин и женщин оказались разными

Американские молекулярные биологи обнаружили, что кроветворные стволовые клетки в костном мозге мужчин и женщин заметно отличаются друг от друга, как в активности генов внутри них, так и в том, как они реагируют на различные гормоны, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Мужчины и женщины отличаются друг от друга не только половыми органами и вторичными половыми признаками, но и работой организма в целом. Различия в наборах гормонов и других сигнальных молекул объясняют существование типично «мужских» и «женских» болезней, а также особенностей психики и устройства тела.

Шон Моррисон из университета Техаса в Далласе (США) и его коллеги открыли интересный пример таких различий, наблюдая за тем, как работают кроветворные стволовые клетки в организмах самцов и самок мыши. Сначала ученые не нашли существенных отличий в работе костного мозга, число клеток которого, их очертания и свойства были одинаковыми для слабого и сильного пола.

Тем не менее, когда они «заглянули» глубже и проанализировали белковый состав клеток и активность генов в них, то обнаружили несколько серьезных различий в их работе.

• Во-первых, женские кроветворные клетки делились заметно активнее, чем их мужские «кузены», и гораздо чаще превращались в «заготовки» эритроцитов.
  • Во-вторых, они совершенно по-разному реагировали на некоторые сигнальные молекулы, в том числе эстроген, «женский» гормон. Увеличение концентрации этого соединения в окрестностях женских стволовых клеток заставляло их делиться быстрее и быстрее превращаться в эритроциты и другие клетки крови. Этого не происходило при инъекциях эстрогена в костный мозг самцов.

Как полагают авторы статьи,

эти особенности в работе кроветворных клеток помогают женщинам снабжать кислородом себя и организм ребенка в утробе. Хорошим аргументом в пользу этого предположения выступает то, что во время беременности уровень эстрогенов в крови женщин достигает пика.