Открыт ген, имеющий важнейшее значение для развития рака

-->

Ученым давно известно, что при делении клетки возникают хромосомные дефекты, которые, накапливаясь, могут стать причиной развития рака. Профессор Дункан Бэрд (Duncan Baird) и его группа из Школы медицины Университета Кардиффа (Cardiff University School of Medicine) в сотрудничестве с профессором Эриком Хендриксоном (Eric Hendrickson) из Университета Миннесоты (University of Minnesota) идентифицировал ген, необходимый человеческим клеткам, чтобы выжить, несмотря на хромосомные дефекты.

1_412.jpg (Фото: cardiff.ac.uk)

«Мы нашли ген, который, по-видимому, имеет решающее значение для эволюционных процессов, вызывающих рак», – говорит профессор Бэрд. «Это новая роль этого гена, что делает его потенциальной терапевтической мишенью».

При каждом делении клетки теломеры – участки ДНК, защищающие от повреждений концы хромосом, – становятся короче, делая хромосомы предрасположенными к слиянию друг с другом.

В нормальных клетках слияние хромосом является предвестником конца, своего рода похоронным звоном – сигналом для запуска процесса уничтожения дефектной клетки. Однако злокачественные клетки способны каким-то образом избежать такого финала.

В исследовании, опубликованном в журнале Cell Reports, определен важнейший компонент, позволяющий старым клеткам миновать смерти.

Изучив влияние подавления определенных генов в клетках человека на слияние теломер, исследователи установили, что клетки избегают смерти только тогда, когда активен ген лигазы 3 (Ligase 3), но не тогда, когда его действие заблокировано.

«Дисфункция теломер характерна для многих злокачественных опухолей человека, и, как мы показали ранее, короткие теломеры могут быть прогностическим признаком у пациентов с [хроническим лимфолейкозом] и, вероятно, многими другими видами опухолей», – комментирует профессор Бэрд. «Поэтому открытие того, что для этого процесса требуется лигаза 3, является принципиально важным».

Сотрудничество Бэрда и Хендриксона продолжается. В частности, установлено, что зависимость развития рака от лигазы 3, по-видимому, в свою очередь, тесно связана с активностью другого ключевого гена репарации ДНК – р53.

«Так как р53 – наиболее часто мутирующий при раке человека ген, нам теперь нужно установить, как происходит взаимодействие этих двух генов, и посмотреть, не можем ли мы использовать эту информацию для разработки синергетических методов лечения», – добавляет Хендриксон.

Оригинальная статья