Никого не интересует результат многомиллионных вложений в инновации

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Несмотря на пристальное внимание силовых структур, свердловские чиновники не спешат менять правила игры в сфере распределения субсидий на поддержку науки и инноваций. Свежие результаты ревизии Счетной палаты Свердловской области в очередной раз демонстрируют принципы министров: никого не интересует результат многомиллионных вложений, главное: PR, поддержка имиджа региона как площадки для развития инноваций. Пусть и мифических.

Субсидии на погашение процентов по кредитам компаниям, реализующим инвестпроекты – одно из ключевых направлений помощи инноваторам. В 2013 году из дефицитного бюджета Свердловской области на эти цели было выделено 171,4 млн. рублей против планируемых изначально 300 млн. Средства были распределены между 22 предприятиями, в том числе крупнейшими, калибра «Уралхиммаша» и «Уральского оптико-механического завода».

Но происходило это так небрежно, что свыше 40 млн. рублей было освоено неэффективно, следует из отчета аудитора СП СО Людмилы Савельевой. Выяснилось, что деньги выделялись компаниям без привязки к главным целям программы – а это увеличение высокопроизводительных рабочих мест и объемов выпуска инновационной продукции.

Теоретически конкурсанты (а отбор происходил на конкурсной основе) могут получить субсидию на что угодно, даже на цели, не связанные с инновациями. Никто этого не проверял.

«Анализ соответствия представленных документов требованиям порядка министерство экономики и конкурсная комиссия осуществляли формально», – констатировали представители контролирующего ведомства.

Полномочия были распределены следующим образом: министерство экономики области отбирает компании, а Минпром выделяет средства. Однако действуют они по правилам, абсолютно не увязанным между собой.

В итоге даже Счетной палате сегодня не понятно, на ком лежит ответственность за неэффективное расходование средств. Узнать ответ на этот вопрос у министров не удалось: министр экономики Свердловской области Дмитрий Ноженко на звонки не отвечает, а Минпром Свердловской области своим главой по-прежнему не обзавелся (в январе 2014 года один из кураторов свердловской промышленности, министр промышленности Свердловской области Владислав Пинаев, был отправлен в отставку). Его кандидатуру вот уже несколько месяцев согласуют областной кабмин и СОСПП.

Претензий к ведомству господина Ноженко целый букет. Так, например, порядком, который определило министерство экономики Свердловской области, не принимается во внимание период получения субсидируемых кредитов и год, начиная с которого должны возмещаться затраты.

«Это ставит организации в неравные условия, и позволяет предоставлять субсидии как организациям, которые только начали реализацию проекта в 2013 году (ОАО «Красногвардейский машиностроительный завод»), так и тем, кто уже завершил его реализацию в 2011 году (например, ОАО «ФАНКОМ»)», – отмечает аудитор.

С инвестиционными задачами получение кредитов было связано лишь у пяти компаний: ООО СП «Зартекс» (выпускает ковровые покрытия), ЗАО «Туринский целлюлозно-бумажный завод», ОАО «Красногорский машиностроительный завод», ООО «Лесников» и ОАО «ФАНКОМ». У остальных 17 организаций цели кредитов не соответствовали названиям инвестиционных проектов, констатировали в Счетной Палате.

По правилам отбора министерства экономики Свердловской области организации могли быть получателями государственной поддержки в сфере инноваций даже при «отсутствии отгруженной инновационной продукции и создаваемых высокопроизводительных рабочих мест», то есть ключевых целей поддержки, добавляют аудиторы.

Проект ООО «Сеть Строй Конструкция» должен был завершиться созданием 150 высокопроизводительных рабочих мест, на деле на новые позиции были приняты 10 человек. Получить комментарий о столь скромной отдаче у директора компании на момент публикации не удалось: он обещал связаться с агентством позднее.

Всего получателями субсидий в минувшем году было создано 189 высокопроизводительных рабочих мест при плановом показателе в 500. Между тем эта цель – не только пункт целевой программы, но и один из майских указов президента, предписывающих к 2020 году создать и модернизировать по России 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест.

Министр Дмитрий Ноженко и Минпром Свердловской области, в свою очередь, прибегал к странным методикам расчетов субсидий, разнящихся с принятыми в Минэке Свердловской области и в целом Правительством РФ, из-за чего по каждому получателю субсидий возникала разница в несколько десятков тысяч, а то и сотен тысяч рублей.

В итоге Счетная палата пришла к выводу, что одной из причин раздрая стала именно несогласованность ведомств.

«Министерство экономики проводило отбор по правилам, определенным министерством промышленности, а министерство промышленности предоставляло субсидии организациям, которые были определены министерством экономики. В результате установления данного механизма ни один из указанных органов государственной власти не несет ответственности за результаты своей деятельности», – резюмировала Счетная палата, направив итоги ревизии в Заксобрание Свердловской области и губернатору региона.

«Да у нас каждый суслик в поле инноватор и сидит на субсидии! Бардак полный. Ну выявила Счетная палата несогласованность действий министерств, ну распределяют они деньги из и без того дырявого бюджета непонятно как. Думаете кого-то посадят? Забудьте», – рассуждает источник «URA.Ru» в бизнес-среде.

Кстати, последствия грамотно размытой ответственности в этой хрупкой сфере мы можем видеть на примере затянувшегося расследования хищений выделяемых государством «наномиллионов» в 2008–2011 годах. Альберт Абзалов, председатель комитета по промышленной и инновационной политике Законодательного собрания Свердловской области, предлагает прекратить анархию в работе правительства, назначив главным по субсидиям либо Минэк, либо Минпром.

«В прошлом году меня приглашали на заседание комиссии по отбору. Туда входили министр промышленности Владислав Пинаев (теперь с приставкой «экс») и министр экономики Дмитрий Ноженко. То, что у них нет единых подходов по этим вопросам было видно. Я согласен, что очень часто наши субсидии не соответствуют заявленным целям. Нужно понимать, что мы не на пополнение кассовых разрывов средства даем, главный ориентир – нанотехнологии. Необходимо жестче подходить к претендентам на стадии отбора. Для этого ответственность должна лежать на каком-то одном ведомстве. Оно будет заинтересовано в существовании единых правил. Ну, и конечно, нужен контроль эффективности использования средств», – заключил Альберт Абзалов.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

ura.ru

НОР