Люди генетически запрограммированы тянуть руки ко рту

Тянуть всё в рот — инстинктивное поведение (фото futurestreet/Flickr).

Чтобы докопаться до «исходного кода» человеческого сознания, неврологи, как правило, обращают своё внимание на маленьких детей. У ребёнка ещё не развились навыки, обусловленные социальной средой, а значит, имеются только самые базовые, приобретённые в ходе эволюции. Детёныши кенгуру, к примеру, сумеют отыскать путь к сумке матери, а новорождённая антилопа гну пустится наутёк, завидев на горизонте льва. В рамках нового исследования учёные попытались разобраться в инстинктивном поведении людей, типичным примером которого является привычка тянуть руки ко рту и открывать рот при приближении рук.

Как выяснилось в ходе экспериментов с приматами, за эти движения отвечает особая зона головного мозга. В исследовании команды французских учёных из Института когнитивных наук в Броне принимали участие взрослые пациенты во время операции на мозге, которая проводилась по состоянию здоровья.

Получив согласие от добровольцев, после введения наркоза исследователи начали стимуляцию ответственной за инстинктивные движения зоны мозга.

Несмотря на то, что все испытуемые не были в сознании, при стимуляции 9 из 26 человек подняли руки и потянули их к открытому рту. Это говорит о том, что на данном этапе действует эволюционная инстинктивная реакция.

Как отмечает ведущий автор исследования Анжела Сиригу (Angela Sirigu), если бы рассматриваемый навык был приобретённым, то за его исполнение отвечала бы не одна, а сразу несколько зон мозга.

o_923521.jpg Рис. 1. Иногда даже в утробе матери плод тянет свои руки ко рту (фото Wikimedia Commons).

Любой, кто общался с детьми, наверняка замечал, что они тянут в рот практически всё, что окажется у них под рукой.

То же самое происходит и с эмбрионами: даже при ультразвуковом сканировании заметно, что ещё нерождённый малыш почти всегда держит пальцы во рту и посасывает их.

До сих пор неизвестно, чем

было обусловлено эволюционное приобретение этого инстинктивного навыка, но Сиригу и её команда уже работают над этим вопросом. О результатах эксперимента учёные рассказывают в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Исследователи отмечают, что

полученные данные имеют большое значение для понимания модели развития человеческого мозга и мозга человекообразных приматов. В ходе дальнейших экспериментов учёные планируют раскрыть и другие инстинктивные типы поведения.