Как с помощью новых стабильных хлоридов натрия изменить химию

«Неожиданные стабильные стехиометрические…» Боже мой, кому это может быть интересно?! Но мы всё же просим вас стиснуть зубы и прочитать хотя бы пару предложений. А дальше и сами втянитесь.

Поваренная соль — вот единственный отклик, который рождается в душе среднестатистического индивида при словах «хлорид натрия».

Казалось бы, такой ответ вполне логичен: электроотрицательность у натрия и хлора очень разная, и потому натрий в соединении отдаст электрон, а хлор захочет его забрать. Какие тут могут быть комбинации, кроме банального NaCl?

mq.jpg Рис. 1. Невозможное возможно, показывают открытые NaCl3 и его собратья. (Иллюстрация Artem R. Oganov).

Но у уже знакомого вам Артёма Оганова из Стоуни-Брукского университета (США) всё равно возникла крамольная мысль: а не открыть ли тут чего-нибудь новенького?

«Долгое время меня преследовала такая идея: когда учебник химии говорит, что определённое соединение невозможно, какой именно смысл вкладывается в это «невозможно»? — вопрошает г-н Оганов. — Потому что я, например, могу на компьютере поставить атомы в определённые позиции в определённых пропорциях, а затем посчитать нужную для этого энергию. «Невозможно» в действительности значит, что энергия, необходимая для создания таких соединений, должна быть высокой… Нельзя ли уменьшить её количество и сделать такие соединения стабильными?..»

Попробовав этот подход на практике и основываясь на созданных ими же методах моделирования новых соединений, химики отыскали несколько довольно нетривиальных сочетаний: NaCl3, NaCl7, Na3Cl2, Na2Cl и Na3Cl.

«Эти соединения термодинамически стабильны, и, однажды сделанные, они могут существовать неопределённое время, — поясняет Вэйвэй Чжан (Weiwei Zhang), ведущий автор новой работы. — Классическая химия запрещает само их существование. Кроме того, классическая химия говорит, что атомы стремятся к выполнению правила октетов, когда при образовании молекул атомы удовлетворяют свою потребность в достижении 8-электронной валентной оболочки, подобной электронной конфигурации ближайшего благородного газа, с завершёнными электронными оболочками, делающими их очень стабильными. Что ж, это правило здесь не выполняется».

Мы вряд ли можем полностью разделить энтузиазм исследователя в отношении последнего утверждения: история показывает, что правило октета чуть сложнее, чем кажется, и иногда очень трудно сказать, нет ли у него второго дна. И тем не менее нельзя не заметить, что

правило действительно не предусматривает стабильных соединений, полученных в этот раз на практике.

Да, для их образования пришлось приложить пару сотен тысяч атмосфер — но вопрос о том, где могут возникнуть такие условия, как раз не стоит. Напомним: в центре Земли давление достигает 3,6 млн атмосфер: выходит, тамошние процессы могут протекать с соединениями именно такой экзотичности.

Наконец, названные формы хлорида натрия стабильны, то есть не склонны разрушаться со временем. Единожды затратив энергию на их создание, можно не беспокоиться о дальнейшем: они не исчезнут в одночасье, что в теории может позволить им существовать и после попадания в нормальные условия.

y.jpg Рис. 2. То же вещество в лаборатории (фото Alexander Goncharov).

Иными словами,

планетологи, моделирующие процессы в земной мантии и ядре (а равно и те, что идут внутри других планет), вполне могут включать вещества, рассчитанные и созданные по новой методике, в свои гипотетические построения планетных «внутренностей».

Кроме того, не исключено, что подобные вещества могут оказаться интересными на практике. Так, Na3Cl, синтезированный группой г-на Оганова в лаборатории, имеет структуру повторяющихся пластин двумерного металла. По сути, это слои обычной поваренной соли, между которыми заключены пластинки чистого натрия, изолируемого, в свою очередь, поваренной солью от внешних воздействий и способного проводить электричество.

Двумерные системы, которые могут проводить электрический ток, из-за своих необычных свойств в последнее время приобрели довольно большую популярность, и в принципе новый хлорид натрия в этом смысле может оказаться весьма интересен.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Science.

1. Стоуни-Брукский университет