Известный противогрибковый препарат лечит рак кожи

-->

На разработку нового противоракового препарата нужны годы исследований и миллионы долларов финансовых вложений. Но что если средством, приносящим исцеление онкологическим больным, будет таблетка, уже лежащая в пузырьке, стоящем на полке в ближайшей аптеке?

1_348.jpg(Фото: fialkaspb.ru)

Один такой препарат, часто назначаемый при грибковых заболеваниях, итраконазол (itraconazole), может принести пользу в лечении базальноклеточной карциномы – самой распространенной формы рака кожи.

Ученые из Школы медицины Стэнфордского университета (Stanford University School of Medicine) провели фазу 2 клинических испытаний итраконазола на 29 пациентах и установили, что в течение месяца размер и распространение опухолей снизились у большинства больных.

Только в США базальноклеточным раком ежегодно заболевает почти 3 миллиона человек. Вызываемый в основном избыточным пребыванием на солнце, он редко заканчивается смертельным исходом, но опухоли на поздних стадиях развития вызывают боль и уродуют кожу.

«Разработка нового лекарственного препарата обходится примерно в $ 800 млн. и требует в среднем десяти лет работы», – говорит руководитель исследования доцент кафедры дерматологии Джин Тан (Jean Tang, MD, PhD). «Мы сокращаем процесс, используя препарат, который применяется уже около 25 лет и назначен десяткам тысяч людей».

Итраконазол, применяемый для лечения грибковых инфекций, убивает клетки грибов, блокируя выработку жизненно важного компонента клеточной мембраны. В раковых клетках препарат, по-видимому, блокирует сигнальный путь Hedgehog – каскад клеточных событий, запускаемых сигналом белка Hedgehog, что жизненно важно для роста и развития клеток.

Первой установленной функцией белка Hedgehog была его роль в контроле над разделением на сегменты тела мушки-дрозофилы. Эмбрионы мух, не имеющие ключевого белка этого пути, похожи на колючих ежей. Белки этого пути передают жизненно важные сигналы, стимулирующие рост и деление эмбриональных, а также – увы – и опухолевых клеток. В здоровых взрослых клетках этот путь в основном участвует в поддержании нормального состояния тканей и в их восстановлении. Кроме того, он играет роль в дифференциации стволовых клеток. У мышей ненормальная активность или отсутствие белков Hedgehog приводит к развитию рака и деформации жизненно важных органов.

В 1998 году лаборатория профессора биохимии и биологии развития Филиппа Бичи (Philip Beachy), PhD, в течение многих лет занимающегося изучением сигнального пути Hedgehog, идентифицировала первый ингибитор этого пути – соединение растительного происхождения циклопамин (cyclopamine), а также несколько его химических заменителей. Но ученые знали, что разработка с нуля коммерческих препаратов, мишенью которых был бы путь Hedgehog, – трудоемкий и финансово рискованный процесс.

Четыре года назад профессор Бичи и его коллеги нашли препараты – уже утвержденные Food and Drug Administration (FDA) или ранее прошедшие клинические испытания, – способные блокировать путь Hedgehog.

«Мы понимали, что уже существующие препараты с таким потенциалом будет гораздо легче довести до пациентов», – комментирует профессор Бичи.

Активность, блокирующая путь Hedgehog, была выявлена у нескольких из 2400 просканированных учеными препаратов. Но наиболее перспективным представлялся итраконазол, так как он хорошо работал в обычной дозировке, назначаемой при грибковых инфекциях. У мышей, получавших итраконазол, наблюдалось значительное снижение размеров опухолей.

Затем доктор Тан провела первую серию клинических испытаний, результаты которых представлены в статье, опубликованной в журнале Journal of Clinical Oncology. Пациенты получали таблетированный итраконазол два раза в день в течение месяца. Больным еще одной небольшой группы была назначена более низкая дозировка препарата, но на более длительный срок (в среднем 10 недель).

В первой группе препарат снизил активность пути Hedgehog в среднем на 65 процентов, а размер опухолей на 24 процента. У пациентов второй группы наблюдалось аналогичное сокращение размера опухолей.

«Следующим шагом будет тестирование итраконазола на большем количестве пациентов в течение более длительного времени, чтобы точно оценить его противоопухолевый эффект по сравнению с другими препаратами», – говорит Тан.

Первый утвержденный FDA препарат для лечения базальноклеточной карциномы, подавляющий путь Hedgehog, Висмодегиб (Vismodegib) – высокоэффективное средство, рассматриваемое сегодня как препарат первой линии для лечения поздних стадий базальноклеточных карцином. Но на его разработку потребовались годы, а стоимость годового курса лечения составляет 90 тысяч долларов, или примерно 250 долларов в день.

Хотя на поздних стадиях раковых заболеваний итраконазол менее эффективен, чем Висмодегиб, он может применяться для лечения небольших опухолей. Он гораздо дешевле и обойдется пациенту всего в 20 долларов в день.

«Интересной особенностью итраконазола является то, что он подавляет раковые клетки, выработавшие резистентность к Висмодегибу или другим противораковым препаратам, блокирующим путь Hedgehog», – отмечает профессор Бичи. «Он может быть более эффективен в качестве альтернативного лечения или в сочетании с другими методами лечения».

Оригинальная статья