Генетика пролила свет на уникальность домашних кошек

Абиссинская кошка Фото: Вадим Гирда / AP.

Ученые секвенировали геном домашней кошки и выяснили, чем она на генетическом уровне отличается от собратьев, живущих в дикой природе, и от других млекопитающих. Результаты исследования представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Уэсли Уоррен (Wesley C. Warren) из Университета Вашингтона в Сент-Луисе и его коллеги секвенировали геномы абиссинской кошки (одной из древнейших пород), и сравнил его с генами шести других пород, двух видов диких кошек, а также четырех других млекопитающих (тигра, собаки, коровы и человека). Ученые хотели найти генетическую основу одомашнивания кошачьих.

Прежде всего выяснилось, что

кошки отличаются от других хищных млекопитающих обилием генов, отвечающих за липидный обмен — что очевидно связано с превращением их в гиперхищников (животных, чей рацион состоит из мяса более чем на 70 процентов). Также у кошек развиты гены, связанные с остротой зрения и слуха. По сравнению с собаками у них значительно больше генов, отвечающих за вомероназальные рецепторы — то есть кошки лучше собак распознают феромоны в воздухе, но хуже чувствуют другие запахи.

Далее, у домашних кошек найдено повышенное количество генов, отвечающих за клетки нервного гребня, о связи которого со смирностью и послушностью (главные качества домашних животных) уже писали ученые.

«Гены одомашнивания», как и ожидалось, связаны также с памятью, условными рефлексами от переживания чувства страха и системой внутреннего подкрепления (процессом закрепления поведения при помощи приятных ощущений).

Наконец, открытие ранее неизвестного аллеля, отвечающего за блестящую шерсть бурманских кошек, говорит о том, что многих домашних зверей отбирали по специфическим признакам, случайно обнаруженным у особей, живущих в дикой природе.