Генетический анализ истории человечества подтвердил доминирование женщин

Согласно законам биологии, мужчина и женщина вносят приблизительно одинаковый генетический вклад в будущее поколение. Но в масштабах истории человечества он оказался далеко неравноценным.

Группа исследователей из Института эволюционной антропологии Макса Планка, работающая под руководством Марка Стоункинга (Mark Stoneking) обнаружила, что на протяжении всего времени существования людей количество матерей обычно превосходило число отцов. На деле это означает, что в ДНК человека отметилось гораздо больше женщин, чем мужчин.

Во время своей работы учёные сравнивали генетическое разнообразие унаследованной по мужской линии Y-хромосомы с переходящей по женской линии митохондриальной ДНК (мт-ДНК) для 623 мужчин из 51-й популяции. Ранее при изучении генетической истории человечества эти источники наследственной информации исследовали разными методами, и их сравнение было ограничено.

В новой работе специалисты использовали разработанный ими метод секвенирования (считывания последовательности нуклеотидов) Y-хромосомы с высоким разрешением. Это

позволило провести прямое сравнение «мужской хромосомы» с мт-ДНК. Таким образом учёные осуществили более глубокий анализ генофонда на региональном уровне, который позволяет определять отцовское и материнское влияние на отдельные популяции.

Новые данные подтвердили результаты предыдущих исследований. Учёные ранее сообщали, что

если рассматривать человеческие популяции в глобальном масштабе, на Y-хромосому приходится большее число генетических различий, чем на мт-ДНК. Исключение здесь составляет только юго-восточная Азия.

В статье, вышедшей в журнале Investigative Genetics, немецкие исследователи пишут, что

численный перевес на женской стороне имел место ещё во время миграции с африканского континента и сохранялся на протяжении всех последующих переселений людей.

Согласно модели группы Стоункинга, предковая популяция до начала миграции из Африки состояла из 60 женщин и 30 мужчин.

Разумеется,

первых людей было значительно больше, но остальные не внесли столь ощутимого вклада в геном современного человека. Ко времени начала первого переселения, около 70 тысяч лет назад, эти показатели сократились до 25 женщин к 15 мужчинам. В дальнейшем, после миграции в Европу, около 45 тысяч лет назад, это соотношение, согласно исследованию, выглядело как 100 к 30.

Исследователи считают, что

основными факторами такого перераспределения сил оказались мужская полигамия, то есть связь одного мужчины со многими женщинами, и распространённая в большинстве культур женская моногамия, когда жена стремится следовать за мужем. Именно они привели к тому, что женщины внесли больший вклад в общечеловеческий генофонд, чем мужчины.