Физик Хокинг считает, что выиграл пари о расширении Вселенной

Британский физик Стивен Хокинг считает, что обнаружение прямого свидетельства существования гравитационных волн, порожденных Большим взрывом, означает его победу в одном из многочисленных пари, которые физик заключает с коллегами — об этом Хокинг заявил в эфире BBC Radio 4.

В понедельник ученые Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра в Кембридже (США) сообщили, что с помощью антарктической обсерватории BICEP2 смогли «поймать» микроволновое эхо Большого взрыва и измерить его поляризацию — то, в какую сторону и как «закручено» это излучение.

По их мнению, новое открытие подтверждает существование гравитационных волн и того факта, что Вселенная действительно расширяется с ускорением.

В эфире радиопрограммы Хокинг заявил, что

таким образом ученые показали неправоту его канадского коллеги Нила Турока, с которым у Хокинга было пари на этот счет. Турок придерживается модели циклической Вселенной с постоянно повторяющимся циклом «Больших взрывов» и «Больших сжатий».

Турок в той же передаче, в свою очередь, подчеркнул, что

пари, формулировку которого предложил сам Хокинг, касалось другого научного инструмента, космического телескопа «Планк», а тот «следов» гравитационных волн не обнаружил.

Он также отметил, что для него новые результаты пока «не совсем убедительны». По словам Турока,

«эксперимент был невероятно сложным, а (его авторы) не до конца объяснили, почему они так уверены в том, что наблюдали именно то, о чем говорят».

Турок считает, что спор еще не закончен, по крайней мере, до получения независимых подтверждений этих данных.

Газета Guardian напоминает, что

недавно Хокинг проспорил 100 долларов американцу Гордону Кейну из университета штата Мичиган — он ставил на то, что физикам, работающим на Большом адронном коллайдере, не удастся обнаружить бозон Хиггса.