Для здоровья и иммунитета полезны не только кишечные бактерии, но и кишечные вирусы

-->

Микробиологи из Медицинского центра Лангонов Нью-Йоркского университета (NYU Langone Medical Center) получили первые убедительные доказательства того, что естественное присутствие вирусов в кишечнике – или того, что они называют виромом – играет важную роль в сохранении здоровья и в борьбе с инфекциями. Таким образом, виром выполняет ту же функцию, что и живущие в кишечнике и составляющие микробиом бактерии.

1_450.jpg Мышиный норовирус.
(Фото: University of Michigan)

В серии экспериментов на мышах, длившихся два года, ученые установили, что инфицирование обычным мышиным норовирусом (murine norovirus, MNV) помогает мышам восстанавливать ткань кишечника, поврежденную воспалением, и его иммунную защиту после уничтожения микробиома антибиотикотерапией.

В статье о своей работе, опубликованной в журнале Nature, исследователи сообщают, что, как следует из их экспериментов, в борьбе с повреждением ткани мышиный норовирус укрепляет иммунную систему.

«Наше исследование предоставляет убедительные данные об отношениях взаимной поддержки между вирусами и бактериями в кишечнике мыши и закладывает основу для дальнейших исследований того, как именно виром поддерживает иммунную систему. Скорее всего, это относится и к организму человека», – говорит руководитель исследования Кен Кэдвелл (Ken Cadwell), PhD, доцент NYU Langone.

«Давно известно, что люди все время заражаются вирусами и бактериями, но не заболевают», – продолжает доктор Кэдвелл. «Теперь у нас есть научные доказательства того, что не каждая вирусная инфекция плоха и на самом деле может быть полезной для здоровья, так же, как для сохранения здоровья полезны, как мы знаем, многие бактериальные инфекции».

До сих пор ученые в основном имели лишь генетические свидетельства существования вирома и не располагали ни одним фактом, подтверждающим его нормальное присутствие в кишечнике или уточняющим эффект этого присутствия – вредный, нейтральный или полезный.

В своем исследовании доктор Кэдвелл и его коллеги основывались на результатах предыдущей серии экспериментов на генетически модифицированных мышах, предрасположенных к развитию воспалительной болезни кишечника, заболевания, как считается, вызываемого бактериями микробиома. Эксперименты показали, что хроническая MNV-инфекция у этих мышей оказывает такое же воспалительное воздействие на ткань кишечника, что и хроническая бактериальная инфекция, становясь триггером ответа со стороны иммунной системы.

В новом исследовании ученые скармливали MNV мышам, выращенным без нормальных кишечных бактерий, иммунная система и кишечник которых были недоразвиты из-за отсутствия бактериальных стимулов и питательных веществ. Уровни Т- и В-клеток иммунной системы у этих животных были понижены, а поглощающие питательные вещества ворсинки кишки были сморщены и более тонки, чем у нормальных мышей; менее развитой, чем обычно, была и ткань в криптах между ворсинками.

Через две недели после инфицирования норовирусом у мышей, которых содержали в условиях строгой изоляции от каких-либо других микробов, наблюдалось почти полное восстановление иммунной системы и кишечной ткани.

Аналогичные результаты были получены и в экспериментах на нормальных мышах, получавших MNV, кишечный микробиом которых был уничтожен антибиотиками. Уровни Т-клеток в крови этих животных повысились в два раза; вырабатываемые В-клетками антитела обнаруживались как в образцах ткани кишечника, так и в крови.

Дополнительные тесты показали, что MNV-опосредованное восстановление основывалось на усилении сигналинга иммунной системы за счет антивирусного интерферона 1 типа, что подтверждало ключевую роль вируса в стимуляции иммунного ответа.

В еще одной серии экспериментов, имитирующих воздействие чрезмерного количества антибиотиков на организм человека, разработанных для оценки защитных эффектов MNV-инфекции, исследователи кормили нормальных мышей химическим веществом, вредным для ткани кишечника. Все мыши были ранее пролечены антибиотиками и почти полностью лишены кишечных бактерий. Предварительно зараженные MNV животные жили дольше, имели более длинные ворсинки и меньше повреждений ткани кишечника, чем мыши контрольной группы. Кроме того, у MNV-инфицированных мышей наблюдалась значительно меньшая потеря воды, вызываемая диареей, и меньшее язвенное разрастание ткани и скопление жидкости. Все это свидетельствовало о смягчении поражения кишечника.

В ближайшем будущем Кэдвелл планирует изучить воздействие на здоровье других кишечных вирусов и выяснить, как каждый из них взаимодействует, или ведет себя как-то по-другому, с микробиомом. Кроме того, он собирается исследовать, вредны ли или полезны те или иные вирусы для определенных групп людей.

Однако, предостерегает ученый, результаты его экспериментов совсем не предполагают того, что люди должны заражать себя каким-либо вирусом. Как и в случае с бактериями, слишком многие из них опасны для здоровья.

Оригинальная статья