Чтобы достичь шестого технологического уклада, России нужно менять школьное образование

Сегодня только ленивый не говорит о грядущей эпохе шестого технологического уклада. Именно он, по прогнозам специалистов, через 25–30 лет станет доминирующим в экономике развитых стран. Базовыми отраслями шестого уклада станут био- и нанотехнологии, методы генной инженерии, мембранные и квантовые технологии, наноэлектроника, нанофотоника, молекулярная фотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия и другие.

Все это замечательно, спору нет, однако проблема в том, что основная часть производственных мощностей России находится на стадии четвертого технологического уклада, битву за который, кстати, СССР в свое время успешно выиграл. Выиграть следующую битву не получилось. Волна пятого уклада, как отметил один из авторов термина академик РАН Сергей Глазьев, «погребла под собой Советский Союз, обломки которого послужили питательной средой для развития наших геополитических конкурентов. Это касается и сырья, и финансов, и человеческого потенциала, и научно-технологических разработок».

Цифры говорят сами за себя. Если в США уже около 60 процентов производств действуют «на пятерку», то у нас эта цифра ограничивается пока всего 10 процентами, да и то лишь благодаря наиболее развитым отраслям: военно-промышленному комплексу и авиакосмической промышленности. Отсюда понятна вся сложность стоящей перед нашей отечественной наукой и технологиями задачи: в ближайшие годы Россия должна найти ресурсы и возможности войти в число государств с шестым технологическим укладом. Ей надо, образно говоря, перемахнуть через этап.

«Кадры решают все». Эти слова, сказанные Сталиным почти 80 лет назад, сохранили свою актуальность и сегодня. Вот только вопрос: где их взять? Последние двадцать лет наиболее квалифицированные ученые в массовом порядке уезжают из России, а уровень подготовки новых научных кадров неуклонно снижается. На наших глазах полным ходом идет разрушение традиционных систем образования – среднего, высшего и специального.

В свое время президент США Рейган, которого было сложно заподозрить в симпатиях к Советскому Союзу, как-то обмолвился, что «самое мощное оружие русских – это их образование». И действительно, средний советский десятиклассник по знанию технических дисциплин одной левой укладывал на лопатки американского студента-третьекурсника из ведущего профильного вуза. Сегодня в это поверить сложно, хотя прошло не так много времени. Общенациональная система образования в России деградирует. Руководство страны все не соберется сформировать общенациональную систему непрерывного образования, которая требуется именно для шестого технологического уклада.

Выдающийся ученый и педагог российской технической школы, заведующий кафедрой «Производство машин и механизмов» ИжГТУ, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик АТН РФ Олег Шаврин знаком с нанотехнологиями не понаслышке – ими он занимается уже более сорока лет. Академик убежден, что нынешняя система высшего образования не дает надежды, что ситуация исправится.

«Образование в России сегодня испытывает серьезные проблемы, – говорит Олег Иванович. – Нужен единый образовательный стандарт, а мы живем по заветам бывшего министра образования Андрея Фурсенко, который выдвинул идею, что каждая школа должна работать по своей программе. А его детище – единый государственный экзамен (ЕГЭ), стал атомной бомбой под высшее образование. Это игра в «угадайку». Школьные учителя теперь уже не обучают детей предмету, а «натаскивают» на сдачу ЕГЭ. И что мы в результате видим? На первом курсе к нам приходит тридцать человек, а к третьему курсу остается всего семь».

Образование нужно менять, – убежден заместитель председателя правительства РФ, курирующий оборонно-промышленный комплекс (ОПК) страны, Дмитрий Рогозин:

«В сегодняшней школьной программе (особенно по сравнению с советским периодом) заметно сокращено преподавание основных технических дисциплин – математики и физики. В то же время ученые пришли к выводу, что именно изучение математики формирует у ребенка способность к логическому мышлению, или, как говорят программисты, по-своему «форматирует мозг». А занятия физикой в наибольшей мере способствуют формированию будущего научного мировоззрения. Не говоря уже о том, что как раз физико-математические науки служат основой научно-технического прогресса, в том числе и в рамках шестого технологического уклада. Кстати, Андрей Фурсенко не скрывает, что считает высшую математику в школе злом, которое «убивает креативность». Но такого «добра», которое предлагает Андрей Александрович, даром не нужно. Попробовали уже, спасибо, больше не надо».

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (11 votes)
Источник(и):

Удмуртская правда

НОР