Большой прорыв в онкоиммунологии: что иммунная система «видит» на раковой клетке?

-->

Ученые из США идентифицировали молекулы на поверхности раковых клеток, позволяющие иммунной системе выявлять эти клетки и уничтожать их. Это исследование может способствовать разработке нового поколения иммунных препаратов, намного более эффективных, чем используемые в настоящее время, ориентированных на лечение целого ряда видов рака.

1_451.jpg (Фото: Cancer Research UK)

«Это огромный прорыв», – считает доктор Сергио Кесада (Sergio Quezada) из британского благотворительного фонда Cancer Research UK, не принимавший участия в данном исследовании. «[Американские] ученые искали на поверхности раковых клеток сигнатуры, связанные с ответом на сегодняшние иммунотерапевтические препараты, но их открытие идет гораздо дальше. Они действительно установили молекулярные мотивы, которые окажут влияние на разработку препаратов следующего поколения».

Группа во главе со специалистами из нью-йоркского онкологического центра Memorial Sloan Kettering Cancer Centre проанализировала раковую ДНК 64 пациентов с меланомой, получавших иммунотерапевтический препарат Ипилимумаб (Ipilimumab), половина из которых реагировали на этот препарат.

Механизм действия Ипилимумаба состоит в усилении атаки иммунной системы организма на рак, но, по неизвестным причинам, препарат эффективен только для меньшей части пациентов.

«Мы использовали препарат, который эмпирически показал себя весьма эффективным, и все же у нас не было детального представления о его работе в организме человека», – говорит один из участников исследования доктор Джедд Волчок (Jedd Wolchok), MD, PhD.

Проанализировав раковую ДНК пациентов, исследователи, с помощью сложного программного обеспечения, начали поиск генетических мутаций в раковых клетках, которые могли бы предсказать, будет ли пациент отвечать на Ипилимумаб.

У некоторых из пациентов был обнаружен ряд генетических мутаций, которые определяли синтез раковыми клетками коротких отрезков белковых молекул – пептидных антигенов, – делающих раковые клетки видимыми для иммунной системы.

По-видимому, обусловленные этими мутациями антигены имитируют небольшие части белков, продуцируемых бактериями и вирусами, что объясняет их столь высокую эффективность в качестве триггера иммунного ответа (хотя для подтверждения этой гипотезы, подчеркивают ученые, необходимы дальнейшие исследования).

Это открытие «важная, важная новость» для ученых, работающих в области иммунотерапии, прокомментировал исследование американских коллег доктор Кесада. «Впервые мы получили представление о том, что именно иммунная система «видит» на опухоли. Это всегда было горячей темой дискуссий».

В ближайшем будущем полученные в ходе проекта данные могут быть использованы для оценки целесообразности назначения Ипилимумаба, стоимость курса лечения которым составляет почти £77 тысяч.

«Впервые может появиться возможность разработать надежный диагностический тест, помогающий принять решение о лечении на основе прогноза иммунного ответа пациента», – считает руководитель исследования доктор Тимоти Чань (Timothy Chan), MD, PhD.

Исследование опубликовано в журнале New England Journal of Medicine.

Оригинальная статья