Американские физики впервые создали "провода" из синтетических алмазов

Американским физикам удалось создать «провода» из микроскопических синтетических алмазов, которые можно использовать для передачи квантовой информации, что открывает дорогу для создания сложных квантовых вычислительных устройств, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Nanotechnology.

«Если бы эти провода были частью компьютера, они бы передавали информацию между его элементами. У нас нет сомнений в том, что мы смогли бы считать состояние спина частицы, подключенной к одному концу провода, измеряя спин на противоположном окончании нити из наноалмазов», — заявил Крис Хаммель из университета штата Огайо в Коламбусе (США).

Хаммель и его коллеги проводили опыты с микроскопическими синтетическими алмазами, внутри которых содержатся «вкрапления» в виде одиночных атомов азота. В последние годы подобные алмазы стали популярными среди физиков, так как добавление азота позволяет использовать алмазы в качестве кубитов — «базовых элементов» квантового компьютера.

Наблюдая за работой кубитов при помощи магнитно-резонансного микроскопа, авторы статьи заметили нечто необычное — при «записи» информации о спине электрона в определенную точку, соседние с ней атомы азота копировали его и передавали их «по цепочке» дальше.

Это заставило их предположить, что наноалмазы можно использовать для передачи информации о спине в том случае, если атомы азота внутри них будут расположены в виде линии. Руководствуясь этой идеей, авторы статьи вырастили несколько миниатюрных алмазных «проводов» длиной в 4 микрометра и толщиной в 200 нанометров.

По словам ученых,

им удалось добиться передачи спина электрона из одного конца «провода» в другой. Во время этих опытов физики заметили необычную вещь — сигнал существовал на концах такого провода почти в два раза дольше, чем в его середине. Это может объяснять то, почему другие исследователи не смогли обнаружить факт передачи спина между атомами азота во время предыдущих экспериментов, заключают авторы статьи.