Новости

30 миллиардов параметров: реально ли обучить русский GPT-3 в «домашних» условиях?

Автор: Денис Тарасов. Не так давно Сбер, а затем и Яндекс объявили о создании сверхбольших русских языковых моделей, похожих на GPT-3. Они не только генерируют правдоподобный текст (статьи, песни, блоги и т. п.), но и решают много разнообразных задач, причем эти задачи зачастую можно ставить на русском языке без программирования и дополнительного обучения — нечто очень близкое к «универсальному» искусственному интеллекту.

Parrot представила квадрокоптер с управлением через 4G и кулером

Французская компания Parrot представила складной дрон ANAFI Ai с поддержкой сетей 4G — дрон отслеживает качество сигнала Wi-Fi от операторского пульта и может переключиться на мобильную связь, если оно становится низким. Дроны представляют собой потенциальную опасность для других участников воздушного движения, например, малых самолетов и вертолетов.

«Мозг» беспилотного ведомого испытали на дроне Avenger

Система искусственного интеллекта для беспилотных ведомых Skyborg второй раз поднялась в небо — на этот раз на реактивном беспилотном летательном аппарате Avenger. Как сообщает Исследовательская лаборатория ВВС США, полет длился два с половиной часа.

Оптогенетика позволила перехватить контроль над движениями червя

Канадские ученые разработали метод превращения нематоды Caenorhabditis elegans в управляемого мягкого робота. Они парализовали червя, чтобы лишить его возможности управлять своими мышцами, и оптогенетически модифицировали его клетки, благодаря чему исследователи смогли самостоятельно активировать группы мышц червя, облучая их лазером. В качестве демонстрации они показали, как управляемый лазером червь прополз сквозь лабиринт и добрался в определенную точку.

Обнаружены новые высокотемпературные сверхпроводники — тройные гидриды лантана и иттрия

Группа ученых под руководством профессора Сколтеха Артема Оганова изучила структуру и свойства тройных гидридов лантана и иттрия. Выяснилось, что включение в состав двойного гидрида дополнительного элемента позволяет добиться стабилизации кристаллической структуры, которая не может существовать в бинарных соединениях.

И монослой — не предел: физики открыли новый класс сверхтонких магнитов

Электронные устройства с каждым годом становятся все меньше — уменьшаются и элементы, из которых они состоят. Физики из Курчатовского института синтезировали субмонослойные магнитные пленки — упорядоченные структуры толщиной в один атом, но существенно более разреженные, чем монослой вещества. Эти объекты представляют собой принципиально новый класс двумерных магнитных материалов и могут стать основой для создания новых электронных устройств: квантовых компьютеров, ультракомпактных транзисторов, систем хранения и передачи информации.

Группа учёных из России и Италии выявила новое соединение, убивающее рак

Специалисты Центра медицинской химии Тольяттинского государственного университета (ЦМХ ТГУ) в содружестве с коллегами из Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Флорентийского университета (Италия) открыли новый проапоптотический агент – вещество, способное подавлять рост злокачественных опухолей.

Британские ученые разработали процесс для более эффективной переработки аккумуляторов

Хотя электромобили более экологичны, чем автомобили работающие на топливе, их аккумуляторные батареи по-прежнему не так пригодны для вторичной переработки, как могли бы быть. Новый процесс может помочь перерабатывать аккумуляторы за счет более эффективного извлечения многоразовых материалов из старых литий-ионных батарей.

Экологичные кирпичи из грибов прочнее бетона

Компания MycoWorks из Сан-Франциско разработала экологически чистый и универсальный материал из грибов, который будет использован для строительства жилых домов, автомобилей и даже космических кораблей.

Автономные роботы-лесники могут сажать 1000 - чи деревьев в день

Производитель роботов Milrem Robotics и Тартуский университет Эстонии совместно разработали два типа автономных роботов-лесников, которые могут сажать тысячи деревьев в день. Роботы созданы на основе линейки беспилотных наземных транспортных средств.

Российские ученые открыли катализатор для получения топлива из воды

Российские ученые открыли вещество, которое обладает способностью катализировать электрохимические реакции получения из воды кислорода для дальнейшего использования в качестве топлива. Речь идет о так называемых титаносодержащих гексаферритах. Открытие сделали специалисты Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ, Челябинск), говорится в сообщении пресс-службы учебного заведения.

Микропластик нашли в рекордном количестве видов животных

Ученые из Новой Зеландии представили новое исследование, в котором они нашли микропластик в организме рекордного количества видов. Они требуют вмешательства властей десятков стран, чтобы остановить эту тенденцию.

Катализатор из наночастиц палладия и золота мгновенно дезинфицирует воду

Химики из Кардиффского университета создали катализатор для мгновенной дезинфекции воды на основе частиц палладия и золота. Проблема очистки питьевой воды не перестает быть актуальной, поэтому ученые ищут способы сделать этот процесс быстрым и эффективным. Во время работы химики преследовали другую цель: они хотели использовать катализатор для производства перекиси водорода прямо при очистке воды.

Посмотрите на робота-тунца: он будет управлять косяком рыб при экологической катастрофе

Сотрудники Центра нейротехнологий и машинного обучения Балтийского федерального университета (БФУ) создали первого в России биоморфного подводного робота. Ученые показали макет подводного биоморфного робота-тунца, его основная цель: управлять движением косяков рыб в случае экологической катастрофы.

Создано электронное устройство толщиной в два атома

Ученые из Израиля использовали технологию квантово-механического туннелирования электронов, которая позволяет переносить информацию через тончайший слой материала, для создания двухмерной пленки, способной хранить электрическую информацию. В современных электронных устройствах есть крошечные кристаллы, состоящие из миллиона атомов — по 100 в высоту, длину и ширину — однако новое изобретение позволяет сократить их размер до двух атомов. Это значимо повысит скорость и эффективность передачи информации.

Вакцина от малярии показала 100% долгосрочную защиту у людей

Такой результат ученые зафиксировали впервые. До сих пор ни один из кандидатов на вакцину не показывал такой длительной защиты. Хотя клинические исследования еще продолжаются, авторы считают, что их препарат станет эффективным средством для защиты путешественников и жителей эндемичных по малярии регионов.

Добыча электроэнергии с помощью «летающих электростанций»

Автор: usernameundefined. Силы природы намного превосходят те мощности, которыми обладает человечество. Вулканические извержения, сила ветра, тепло солнечного излучения, приливы и отливы, молнии — все эти факторы сосредотачивают в себе колоссальную мощь, разлитую вокруг нас. В этой же статье мы попытаемся рассказать о нестандартных ветрогенераторах, которые для использования силы ветра — в буквальном смысле парят в воздухе!

Облачные технологии помогут хранить диоксид углерода в пористых горных породах

Автор: VictoriaSeredina. Ученые много сделали, чтобы найти методы улавливания углекислого газа (диоксид углерода, CO2) и предотвращать его обратное попадание в атмосферу. Но уровни CO2 все равно продолжают расти. В поисках новых способов улавливания и хранения CO2 команда IBM Research решила задействовать высокопроизводительные вычислительные системы (HPC) и гибридные облачные технологии.

Химики превратили биоразлагаемые вилки в пену

Химики из Новой Зеландии превратили столовые приборы из биопластика в пену, которую можно использовать в качестве материала для теплоизоляции стен. В работе, опубликованной в журнале Physics of Fluids, ученые вспенили вилки из полимолочной кислоты (полилактида) при помощи сверхкритического углекислого газа.

В России разработали мобильную станцию управления дронами

Российская компания Aeromotus разработала мобильную станцию запуска и управления дронами. Она состоит из микроавтобуса с местом для оператора, площадкой на крыше, антенной и зарядными станциями, сообщается в пресс-релизе. Квадрокоптеры и другие малые дроны применяют для разных целей, в основном для съемки с воздуха. Аэросъемка зачастую служит инструментом в руках специалистов. Например, с помощью дрона удобно осматривать высотные конструкции, добираться до которых человеку долго, трудно и опасно.

Израильтяне показали ракетную систему большой дальности

Израильская компания Rafael представила автономную ракетную систему большой дальности пятого поколения Sea Breaker («Разрушитель моря»). Как сообщает Rafael, система подойдет для поражения морских и наземных целей на расстоянии до 300 километров.

Робот разработчиков из Пермского Политеха поможет перемещать тяжелые и опасные объекты

Молодые исследователи из Пермского Политеха создают промышленного робота, который сможет перемещать тяжелые и опасные предметы. Такие разработки используют для транспортировки грузов и вредных веществ на производстве, а также для проведения высокоточных хирургических операций. По словам исследователей, стоимость робота будет в 1,5–2 раза ниже аналогов, а уникальная конструкция позволит ему перемещать грузы в пять раз тяжелее.

Российские ученые использовали собственные бактерии организма вместо пробиотиков

Ученые Института физиологии имени И. П. Павлова РАН и Института экспериментальной медицины показали эффективность использования аутопробиотических бифидобактерий для нормализации кишечной микробиоты в состоянии дисбиоза. Широкое применение в последние десятилетия в лечебной практике пробиотиков (полезных бактерий, обычно входящих в состав микробиоты человека и животных) показало их эффективность при лечении дисбиозов различного происхождения, вызванных заболеваниями или применением антимикробных препаратов.

Ученые создали хранитель информации толщиной в два атома

Исследователи из Тель-Авивского университета создали самую маленькую в мире технологию, состоящую всего из двух атомов. Современные устройства состоят из крошечных кристаллов, содержащих всего около миллиона атомов (100 атомов в высоту, ширину и толщину). Миллион таких устройств можно примерно миллион раз поместить на одну монету, при этом каждое устройство переключается со скоростью около миллиона раз в секунду.

Астронавты показали редактирование генома CRISPR / Cas9 в космосе

Астронавты впервые продемонстрировали редактирование генов с использованием метода CRISPR/Cas9 в космосе. Появление CRISPR/Cas9, революционного метода редактирования генома, открыло возможности для новых методов лечения заболеваний, вызвало серьезные этические вопросы и принесло Нобелевскую премию. Теперь редактирование генома с помощью CRISPR успешно продемонстрировано в космосе в рамках программы Genes in Space, совместной работы профессиональных ученых и студентов-подростков.