Закрытие двери перед малярией - новая надежда на вакцину

Новое открытие, сделанное учеными из Наньянского технологического университета (Сингапур) в перспективе поможет разработать лекарство от малярии. В результате пятилетнего исследования сделано открытие, позволяющее защитить красные кровяные клетки от проникновения смертоносного паразита.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, около половины населения планеты (3,3 миллиарда людей) подвергаются риску заражения малярией, а в 2012 году зарегистрировано около 627 тысяч смертей от этой болезни. Несмотря на то что ученые по всему миру работают над созданием вакцины, лекарства пока не существует.

Подход ученых из НТУ отличается от традиционного метода, основанного на создании антител.

Малярийный паразит, Plasmodium falciparum (P. falciparum), атакует красные кровяные клетки, которые затем переносят вирус в печень человека, где он созревает и размножается, вызывая лихорадку, головные боли, тошноту и в некоторых случаях смерть.

Метод, придуманный учеными из НТУ, в первую очередь предотвращает проникновение паразита в красные кровяные клетки, за счет блокирования сигнала кальция между паразитом и клеткой.

Особый интерес представляют два типа белков: EBL и RH. Оба используются P. Falciparum в ранней стадии заражения, когда специальные органоиды, известные как роптрия и микронема, соединяются с клеткой-носителем, а затем происходит проникновение в стенки клетки. Исследование показало, что паразита можно остановить, нарушив процесс соединения.

Моноклональные антитела, идентичные антитела, принадлежащие к одному клеточному клону, использовались для разрушения RH и EBL белков. Этого удалось достичь благодаря блокированию сигнала кальция между PfRH1 (RH белок выявленный в P. Falciparum) и клеткой-носителем. Было обнаружено, что

их разрушение так же предотвращает взаимодействие и выделение из EBL белка EBA175, что полностью останавливало процесс привязки.

«Нам удалось выявить органоиды малярийного паразита, которые он использует для прикрепления к здоровой кровяной клетке, а затем проталкивает себя в нее», – говорит ведущий ученый профессор Питер Прайзер (Peter Preiser).

Он говорит:

«Для предотвращения проникновения, мы разработали антитела, которые влияют на этот процесс. Итак, представьте, что у паразита есть ключ от двери в красную кровяную клетку, но мы его испортили, и теперь как бы он не старался дверь не откроется».

Для ученых из НТУ было критично создать флуоресцентный сканер с высокой пропускной способностью. Эта новая технология позволила ученым быстро выявить антитела, эффективные в предотвращении проникновения малярийных паразитов в красные кровяные клетки.

Хотя исследование ведется уже в течение пяти лет, разработка скринингового исследования позволила охарактеризовать сигналы паразита гораздо быстрее, чем традиционные методы.

Профессор Прайзер полагает, что этот прорыв может сыграть важную роль в искоренении малярии.

1. nauka21vek.ru