В Свердловской области нанотехнологии существуют лишь на бумаге

Большим сюрпризом для екатеринбургской общественности стало обнародование данных о развитии нанотехнологий на Среднем Урале. Оказалось, что отрасль, к которой приковано внимание первых лиц государства, по сути, никак не развивается, а РОСНАНО, которое ответственно за это, вполне вероятно, занимается лишь имитацией бурной деятельности.

На официальном сайте Министерства промышленности и науки Свердловской области обнаружился интересный отчёт, в котором подведены итоги развития в 2012 году перспективных направлений нанотехнологических отраслей на Среднем Урале. Министр промышленности и науки Свердловской области Владислав Пинаев рассказал о том, что:

«в Свердловской области созданы все необходимые условия для успешного развития научной и инновационной деятельности в сфере нанотехнологий. В 2012 году основной акцент был сделан на выполнение проектов, связанных с внедрением научно-технической продукции в сфере нанотехнологий и созданием новых производств. В результате было создано 58 рабочих мест для реализации проектов в сфере нанотехнологий, произведено научно-технической продукции в сфере нанотехнологий на сумму 623,5 млн. рублей – это в два раза больше показателя целевого индикатора».

Экономист и общественный деятель Александр Аникин в своём блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что решил разобраться в том, «какими нанодостижениями бахвалятся свердловские чиновники». Начать он решил с самого элементарного: открыл самую известную энциклопедию в мире (Википедию) и извлёк оттуда первоначальный минимум информации, необходимый для того, чтобы иметь хоть какое-то представление по данной теме.

«Согласно «Концепции развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года», нанотехнологии определяются как совокупность методов и приемов, обеспечивающих возможность контролируемым образом создавать и модифицировать объекты, включающие компоненты с размерами менее 100 нм, хотя бы в одном измерении, и в результате этого получившие принципиально новые качества, позволяющие осуществлять их интеграцию в полноценно функционирующие системы большего масштаба. Практический аспект нанотехнологий включает в себя производство устройств и их компонентов, необходимых для создания, обработки и манипуляции атомами, молекулами и наночастицами. Подразумевается, что не обязательно объект должен обладать хоть одним линейным размером менее 100 нм – это могут быть макрообъекты, атомарная структура которых контролируемо создаётся с разрешением на уровне отдельных атомов, либо же содержащие в себе нанообъекты. В более широком смысле этот термин охватывает также методы диагностики, характерологии и исследований таких объектов».

Екатеринбургский экономист легко нашёл слабые места в позиции «чиновников от нанотехнологий». Известно, что многие нанотехнологии в производстве были известны и существовали десятилетиями, давали готовый продукт, но эти процессы не носили такого громкого названия, хотя являлись ими по существу. Например, практически все ультрадисперсионные системы, фильтры для атомных технологических процессов, по новым критериям являются нанотехнологиями, хотя используются и производятся давно.

«Теперь же, получив свое название, они составляют основу нанодостижений в стоимостном выражении», – продолжает свой рассказ общественник. Он утверждает, что министр Пинаев абсолютно сознательно не указал, сколько новых изобретений и технологий, а не долей от ранее известных и применяемых годами в Свердловской области проектов, вошли в более чем полумиллиардный объем производства».

Оно и понятно, так как для госслужащего это признание стало бы равносильным разоблачению отсутствия своего вклада в данную инновационную тему. Он просто привёл подготовленную помощниками цифру в расчёте на то, что, глубоко разбирающихся в данной области теме в регионе, лишь единицы. На эту любопытную особенность чиновничьей «статистики» успехов обратил внимание ведущий инженер Института электрофизики УрО РАН, общественный деятель Сергей Ивин, которому показалось, что «министр ввёл общественность в заблуждение».

В своём блоге он приводит абсолютно веские и обоснованные доводы в пользу своей позиции:

«В докладе министра констатируется, что «oбъем отгрузки продукции наноиндустрии в 2012 году в Свердловской области превысил 600 млн. рублей». Правда, ничего не говорится о конкретной «нанопродукции». Но ведь наноиндустрия – это индустрия, оперирующая с частицами, имеющими характерный размер – 100 нанометров и ниже. Под этот термин подпадает очень большой класс производств. К примеру, большое число порошковых производств имеет дело с порошками, в большей или меньшей степени состоящими из наночастиц. Поэтому можно значительное число порошковых производств объявить «наноиндустрией», хотя те же самые порошки могли производиться теми же самыми способами многие десятилетия, раньше просто не называли их нанопорошками».

В статье как большое достижение сообщается, что в Свердловской области в 2012 году создано аж целых 58 рабочих мест «для реализации проектов в сфере нанотехнологий».

«Достижения наноуровня не только в цифре оборота в денежном выражении, но и в количестве рабочих мест. Усилия чиновников увенчались в 2012 году явным успехом – создано всего 58 рабочих мест, практически микрозавод какой-то или несколько супермалых предприятия, которые своей численностью и технологиями сделают прорыв! Статистика сложна для понимания простым обывателем, как я, тонкостей достижений не уловил! Наверное, в нанотехнологии и достижения носят микрохарактер», – завершает свои рассуждения Аникин.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (3 votes)
Источник(и):

Ведомости Урал

НОР