Ученые засняли работу мозга аквариумной рыбки

Американские ученые засняли активность отдельных нейронов в мозгу аквариумной рыбки данио-рерио. Результаты своей работы исследователи опубликовали в Nature Methods. Обзор статьи приводит Nature.

Нейробиолог Миша Аренс (Misha Ahrens) и микроскопист Филлип Келлер (Phillipp Keller) из Медицинского института Говарда Хьюза смогли получить серию снимков, на которых видно срабатывание нейронов в мозгу генетически модифицированной рыбы.

Впервые ученые смогли одновременно зафиксировать работу 80 процентов нейронов мозга позвоночного.

Запечатлеть срабатывание нейронов позволили изменения в генах обычной данио-рерио. У специально выведенных рыб нейроны вырабатывают белок, который становится флуоресцентным (светящимися при облучение светом с определенной длиной волны) в зависимости от изменения концентрации ионов кальция — признака активности нейрона.

Рыбки данио-рерио были выбраны для эксперимента, поскольку тела их эмбрионов в период созревания являются прозрачными. Для достижения максимального разрешения получаемой картинки ученые облучали рыбок не сплошным световым потоком, а сканирующей полоской волной. Период полного сканирования составил 1,3 секунды.

Как заявил в интервью нейробиолог Джозеф Фетчо (Joseph Fetcho), получение картинки такого качества позволит более детально изучить процессы, происходящие в мозгу во время движения, обучения, зрительного и обонятельного восприятия.

В феврале 2013 года были опубликованы результаты другого исследования на мозге, в котором использовались рыбки данио-рерио. Тогда ученым удалось отследить активность в различных областях мозга малька в процессе охоты.