Ученые возвращаются к бактериальной вакцине XIX века для лечения рака

Ученые в поисках лекарства от рака возвращаются к бактериальной вакцине, разработанной в конце XIX века, и, по предварительным данным, им удается получать обнадеживающие результаты, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

В конце XIX века американский врач Вильям Коли (William Coley) в поисках лечения от рака обнаружил, что саркома — раковая опухоль соединительной ткани — может спонтанно исчезать при бактериальной инфекции.

Он разработал бактериальную вакцину для пациентов с саркомой, очень эффективную и по сегодняшним меркам. Однако широкого применения она так и не получила, так как плохо справлялась с другими видами рака.

Сейчас улучшить результаты Коли пытаются несколько групп ученых. Так, Дональд МакАдам (Donald MacAdam) из канадской компании MBVax Bioscience и его коллеги создали вакцину, которая содержит убитые бактерии Streptococcus pyogenes и Serratia marcescens. Она пока что не прошла испытания, однако ученые уже опробовали ее на 70 пациентах с поздними стадиями разных видов рака.

Как утверждают специалисты компании, у 70% пациентов опухоли уменьшились, а у 20% полностью исчезли.

Бактериальные молекулы

У вакцин на основе бактерий есть проблема: получить разрешение на такую вакцину у контролирующих оборот лекарств организаций будет крайне сложно. Уве Хобом (Uwe Hobohm) из Университета прикладных наук в Гиссене (Германия) полагает, что

эту проблему можно решить, выделив производимые бактериями молекулы — липополисахариды, белки, ДНК — в чистом виде.

Эти молекулы распознаются дендритными клетками, которые запускают работу других клеток иммунной системы. До сих пор считалось, что

организм не уничтожает раковые клетки, потому что не воспринимает их как чужеродные. Однако помимо этого проблема заключается в том, что клетки опухоли не выделяют веществ, которые могли бы быть распознаны дендритными клетками, из-за чего иммунная система не активируется.

Хобом проверил, помогут ли активировать иммунный ответ молекулы, выделенные из бактерий, у мышей с искусственно вызванными раковыми заболеваниями. Оказалось, что

при регулярном введении мышам бактериальных молекул на протяжении нескольких недель от рака излечились 4 из 5 подопытных мышей.

Вакцина без побочных эффектов

Побочным эффектом такого лечения является лихорадка, которую вызывают бактериальные молекулы, подобно самим бактериям. Хэлу Гунну (Hal Gunn) из канадской компании Qu Biologics удалось разработать метод лечения рака, который не вызывает лихорадку у пациентов.

Изучая вакцину Коли, Гунн заметил, что

она лучше всего действует на опухоли, расположенные в тех частях тела, которые наиболее уязвимы для использованной ученым бактерии.

Основываясь на том, что разным инфекциям подвержены разные части тела, Гунн и его коллеги разработали набор вакцин, в которых разные бактерии действуют на опухоли в разных органах. Например, вакцина на основе кишечной палочки (Escherichia coli) лечит рак кишечника, палочка Фридлендера (Klebsiella pneumoniae) — рак легких и так далее.

Ученые полагают, что

их вакцины заставляют иммунную систему переключиться с восстановления тканей, что способствует росту раковой опухоли, на разрушение «ненормальных» клеток.

Эта вакцина также пока не прошла испытания, однако предварительные данные показывают, что она увеличивает выживаемость пациентов на последних стадиях рака.

Компания Qu Biologics планирует начать клинические исследования своей вакцины на пациентах с последней стадией рака легких в 2014 году.