Ученые "воскресили" средневековую версию микроба, вызывающего проказу

Европейские генетики восстановили и расшифровали геном средневекового штамма проказной палочки и выяснили, что ее эпидемия в Средневековье закончилась после того, как наша иммунная система научилась бороться с этим микробом, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Йоханнес Краузе из университета Тюбингена (Германия) и его коллеги уже несколько лет «охотятся» за палеогеномами. Так, в 2010 году они участвовали в восстановлении генома неандертальцев, а в октябре 2011 года они «воскресили» средневековый штамм чумной палочки.

В новой работе биологи взялись за более сложную задачу — геном палочки Хансена (Mycobacterium leprae), возбудителя средневековой проказы.

Хроники свидетельствуют о том, что

проказа была широко распространена в Европе в первой половине Средних веков. В частности, от нее страдала примерно четверть жителей Скандинавии в конце 13 века. Слухи о высокой заразности и неизлечимость проказы заставляли жителей крупных городов выселять ее носителей в лепрозории. К концу 16 века ее эпидемия сошла на нет, и причины этого оставались неизвестными.

Краузе и его коллеги изучали останки жителей Швеции, Дании и Англии, погибших от проказы в 11–14 веках нашей эры. Ученые отделили небольшие кусочки от зубов, где могли прятаться останки бацилл, размололи их и попытались извлечь обрывки бактериальной ДНК. К их удивлению,

эмаль европейцев содержала в себе удивительно много фрагментов генома бациллы, в десятки раз больше ожидаемого.

Это позволило им восстановить полный геном микроба с точностью, превышающей стандарт для живых бактерий в 5 раз.

Ученые сравнили структуру ее ДНК с геномами 11 современных разновидностей Mycobacterium leprae. Оказалось, что геномы всех микробов были практически идентичными. Это позволяет говорить о том, что

данный микроб был изначально крайне заразен для людей, однако со временем он потерял силу, так как иммунитет человека приспособился к нему быстрее, чем бактерия училась преодолевать его заслоны.

Ваша оценка: None Средняя: 4.4 (21 vote)