Шведские физики заявили о доказательстве существования 115-го элемента

Периодическая система химических элементов.

Шведские физики из Лундского университета объявили, что смогли экспериментально подтвердить существование 115-го элемента периодической системы химических элементов — унунпентия (Uup). Об этом говорится в пресс-релизе на сайте учебного заведения. Результаты работы, как сообщается, будут в ближайшее время опубликованы в The Physical Review Letters (на момент написания заметки статья отсутствовала в анонсе очередного номера журнала).

Эксперименты по получению унунпентия проводились в дармштадтском Институте тяжелых ионов (GSI) в Германии группой ученых под руководством профессора Дирка Рудольфа (Dirk Rudolph). В сообщении уточняется, что окончательный вывод о достоверности экспериментальных данных будет сделан после оценки результатов работы комиссией Международного союза теоретической и прикладной химии (ИЮПАК).

Для получения 115-элемента физики бомбардировали ионами кальция тонкую пленку, изготовленную из америция. Появление унунпентия в рамках эксперимента фиксировалось измерением энергий фотонов, которые появлялись в результате альфа-распада нового элемента.

«Эксперимент был очень удачным и является наиболее важным исследованием в этой области за последние годы», — прокомментировал результаты Рудольф, не уточнив, какие именно данные отличают новую работу от предыдущих научных достижений.

Впервые о получении унунпентия стало известно в 2003 году. Новый элемент синтезировала на циклотроне в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне команда российских и американских ученых.

В 2011 году специальная комиссия ИЮПАК, которая рассматривала результаты экспериментов по получению 113-го и более тяжелых (с большим атомным числом) элементов, установила, что представленные данные не могут однозначно подтвердить существование унунпентия. В частности, по мнению комиссии, существующие методики не позволяли установить, действительно ли в результате распада 115-го элемента получается дубний (что подтвердило бы синтез унунпентия) или его сосед по таблице Менделеева — резерфордий.

1 .lenta.ru