Расширены представления о механизмах инфекции клеток вирусами гриппа

Модель строения вируса гриппа.

Учёные из центра изучения злокачественных новообразований им. Фреда Хатчинсона [Fred Hutchinson Cancer Research Center] выявили ранее неизвестный механизм инфекции организма, который используется вирусом гриппа. Результаты проведённого исследования могут быть использованы в ходе создания новых методов противостояния инфекции гриппа.

У вирусов гриппа обнаруживаются два важных поверхностных белка, позволяющие им существовать в организме-хозяине:

гемагглютинин (наделяет вирус способностью инфицировать клетки), нейраминидаза (помогает новым вирусным частицам освобождаться с поверхности клеток).

Авторы проведённого исследования описали ранее неизвестный механизм инфекции. В рамках проведения научной работы был использован лабораторно адаптированный штамм вируса гриппа. В его структуре был обнаружен мутантный гемагглютинин — вирус не мог закрепляться на клеточной поверхности.

«Мы ожидали, что вирусы, несущие мутантный гемагглютинин, не смогут инфицировать клетки. Для нас стало сюрпризом обнаружение того факта, что вирус с дефектным гемагглютинином начал расти. В большей степени мы были удивлены, когда изучили вирус и обнаружили, что его нейраминидаза оказалась мутантной» — говорит Джесси Блум (Jesse Bloom, специалист в области эволюционной биологии, сотрудник кафедры базисных наук центра изучения злокачественных новообразований им. Фреда Хатчинсона).

Кэтрин Хупер (Kathryn Hooper, научный сотрудник лаборатории Блума) приступила к детальному описанию неожиданного поведения вирусных частиц. Она обнаружила, что

мутация нейраминидазы позволила данному ферменту связывать вирусные частицы с поверхностью целевых клеток. При этом способность гемагглютинина связываться с целевыми клетками — свойство белка, которое долго считали наиболее важным — оказалась совсем необязательной для инфекции клеток.

Что означают полученные результаты применительно к инфекции вирусами гриппа организма человека? Данный вопрос пока остаётся без ответа. Джесси Блум и Кэтрин Хупер продемонстрировали, что

мутация нейраминидазы, которую они обнаружили, присутствует в некоторых изолятах вирусов гриппа, полученных из организма человека.

«Мы ожидали обнаружить при проведении лабораторного исследования не мутацию, не говоря уже о том, что она была обнаружена в вирусах, которые на протяжении последних нескольких лет проникали в организм человека. Полученные данные подтверждают то, что существуют вирусы гриппа, находящиеся в дикой природе, которые, возможно, инфицируют клетки по незамеченному ранее механизму» — говорит Кэтрин Хупер.

В настоящее время учёные досконально изучают образцы вирусов, несущих обнаруженную мутацию в нейраминидазе, взятые из организма человека. Так же специалисты занимаются поиском других мутаций, позволяющих нейраминидазе связывать вирусные частицы с целевыми клетками.

Более подробное описание результатов проведённого исследования можно найти с издании Journal of Virology.

2. Science Daily