Продукт гена EYA1 стимулирует развитие рака молочной железы

Снимок клетки опухоли молочной железы.

Исследования, проведённые сотрудниками Киммельского центра изучения раковых заболеваний университета им. Томаса Джефферсона, показали, что ген, регулирующий начальные этапы развития глаза (EYA1), является мощным промотором развития опухолей молочной железы у мышей. Было показано, что данный ген гиперэкспрессируется в опухолях молочной железы люминального Б подтипа.

Авторы проведённой научной работы обнаружили, что

избыток активности EYA1 усиливает развитие стволовых клеток раковой опухоли молочной железы, делающих опухоль более устойчивой к лечению, повышающих вероятность её повторного возникновения.

Так как продукт гена EYA1 — это фермент, учёные занимаются поиском веществ естественного происхождения, способных подавить его активность, рассказал Ричард Пестелл (Richard Pestell, директор Киммельского центра изучения раковых заболеваний).

«Было известно, что EYA1 сверхактивен в некоторых раковых опухолях молочной железы, но никто не знал, что бы это могло значить. Наши исследования показали, что продукт EYA1 обеспечивает рост опухолей молочной железы люминального Б подтипа в организме животных, и активность данного продукта нужна для роста опухоли» — уточняет Ричард Пестелл.

При использовании крыс с экспериментальным агрессивным раком молочной железы учёные воздействовали на одну аминокислоту белка EYA1. Они обнаружили, что

подавление фосфатазной активности фермента предотвращает рост агрессивных опухолей молочных железы.

«Мы с воодушевлением смотрим на перспективы лекарственного лечения, так как гораздо проще разработать лекарственный препарат, который подавляет фосфатазы наподобие EYA1, чем напрямую подавлять активность генов» — говорит Ричард Пестелл.

В рамках проведённого исследования учёные проанализировали 2154 образца тканей раковых опухолей молочной железы на предмет наличия EYA1. После они сопоставили результаты анализа с исходом течения болезни пациентов. Была выявлена прямая взаимосвязь между уровнем содержания EYA1, циклина D1 и низким уровнем выживаемости.

Затем авторы исследования выбрали одну из форм рака молочной железы (люминальный Б подтип) и проследили путь увеличения активности рака молочной железы циклинами D1 и ферментами EYA1. Люминальный Б подтип раковой опухоли молочной железы (один из пяти различных подтипов раковых опухолей молочной железы) включает в себя гормон-рецептор положительные опухоли, которые выявляются в 20% случаев при обнаружении рака молочной железы. Данный подтип включает более агрессивные опухоли, чем люминальный А подтип.

Работа, проведённая специалистами университета им. Томаса Джефферсона, указывает на ряд генов и белковых молекул, поддающихся влиянию EYA1. Кроме того учёные установили, что

EYA1 стимулирует усиление образования маммосфер.

Маммосферы используются в качестве маркера стволовых клеток опухолей молочной железы. По словам доктора Пестелла,

внутри каждой опухоли молочной железы содержатся стволовые клетки данной опухоли, они способствуют повышению устойчивости опухоли к лечению, увеличивают риск её повторного возникновения и риск образования метастазов.

«В лабораторных условиях мы продемонстрировали, что экспрессия EYA1 увеличивает число маммосфер и других маркеров стволовых клеток рака молочной железы» — уточняет Ричард Пестелл.

«Так как EYA1-фосфатазная активность стимулирует развитие стволовых клеток раковых опухолей молочной железы, то она может ухудшать показатели выживаемости» — считает доктор Пестелл.

Более подробное описание результатов проведённого исследования можно найти в журнале Cancer Research.

2. Science Daily