Новый подход к лечению рака: ученые предлагают подавить энергетический метаболизм раковой клетки

-->

Покоящиеся раковые клетки можно селективно уничтожить путем ингибирования их энергетического метаболизма. В этом суть недавнего открытия ученых университетской клиники Берлинского университета Шаритэ (Charité – Universitätsmedizin Berlin) и Центра молекулярной медицины Макса Дельбрюка (Max Delbrück Center for Molecular Medicine, MDC) в Берлин-Бух, Германия.

1_308.jpg Типичные покоящиеся опухолевые клетки рака
лимфатической системы после химиотерапии.
(Фото: Charité – Universitätsmedizin Berlin)

Результаты их исследования опубликованы в научном журнале Nature.

Химиотерапия не убивает все раковые клетки. Некоторые из них переходят в состояние запрограммированной остановки роста, известное как клеточное старение, или сенесценция (senescence). В этом состоянии опухолевые клетки неактивны и больше не делятся. Тем не менее, клеточное старение несет в себе скрытую угрозу. Например, стареющие клетки продуцируют белковые вещества-мессенджеры, способные вызывать нежелательные воспалительные реакции. Кроме того, они могут спровоцировать рецидив рака.

Исследователи, работающие с профессором Клеменсом Шмиттом (Clemens Schmitt), директором Центра молекулярных исследований рака (Center for Molecular Cancer Research), нашли способ сделать покоящиеся клетки рака мишенью для уничтожения.

«Мы продемонстрировали значительное усиление энергетического обмена в стареющих опухолевых клетках после химиотерапии и то, что эти клетки просто жаждут сахара», – объясняет профессор Шмитт. «Кроме того, нам удалось показать, что эти клетки не только производят больше энергии, но и зависят от этого значительного усиления метаболизма».

Подавление метаболизма сахара в покоящихся клетках приводит к их гибели. В противоположность этому, краткосрочное ингибирование энергетического метаболизма мало влияет на покоящиеся или делящиеся клетки нормальных тканей.

Как еще одну уникальную особенность стареющих клеток немецкие ученые рассматривают саму причину такого высокого потребления энергии: при переходе в состояние сенесценции эти клетки синтезируют большое количество белковых веществ-мессенджеров. Эти белки должны быть затем усвоены – чрезвычайно энергоемкий процесс, – так как некоторые из них токсичны. Таким образом, стареющие клетки не могут выжить при блокировании как выработки энергии, так и процесса переработки белков-мессенджеров.

«Уникальность настоящего исследования заключается в новом понимании структуры потенциальной мишени для лечения раковых заболеваний: как правило, традиционные и очень перспективные так называемые «адресные» агенты специфически ингибируют активность какой-либо измененной молекулы, присутствующей в раковых клетках», – объясняет профессор Шмитт.

В противоположность этому, новый терапевтический подход предполагают использование в качестве мишени последующей метаболической терапии онкоспецифическое состояние, т.е. клеточное старение, возникающее как результат химиотерапии. Новый подход предполагает уничтожение опухолевых клеток, а не ингибирование одной молекулы.

«Это весьма перспективный исследовательский подход на стыке доклинических исследований и клинических испытаний», – утверждает профессор Шмитт. «Идея нашего подхода может быть очень актуальной для будущих стратегий лечения онкологических больных. Учитывая такой клинический потенциал, мы в настоящее время продолжаем наши исследования», – добавляет ученый.

Оригинальная статья