Нитинол может стать арматурой

Он дорог, да, но в зонах, подверженных сильным землетрясениям, он может оказаться дешевле обычной стальной арматуры.

Мосты — едва ли не ключевой объект в современной дорожной инфраструктуре. Скажем, в США их только на хайвеях 575 тыс. штук.

И обходятся они недёшево: только федеральный бюджет выделяет на их ремонт $5 млрд в год.

3_0.jpg Рис. 1. Слева направо, снизу вверх: цемент-ПВХ, стеклопластиковая, углепластиковая и нитиноловая арматуры после испытаний на сейсмостенде. (Фото UNR).

Кроме всем известных коррозии и вибрации, существенным фактором, увеличивающим подобные расходы, являются землетрясения. Всё, что сильнее семи баллов, часто заставляет менять опоры даже устоявшего моста. Дело в том, что, рассеивая энергию землетрясения, мост нередко делает это за счёт разрушения арматуры, спасающей своей гибелью всю конструкцию.

Для долговременной службы вроде бы целый мост с повреждённой арматурой опор, увы, непригоден: колонны надо менять, и обойдётся это в копеечку. Даже после 8-балльного стендового катаклизма.

Саиид Саииди (Saiid Saiidi) из Университета Невады в Рено (США) провёл моделирование того, как разные материалы могли бы заменить стальную арматуру в мостах, находящихся в сейсмоопасной зоне. Используя стенд для симулирования землетрясений (OpenSEES, на видео выше), он сравнил варианты с армированием на основе стекловолокна, цементных композитов нового поколения и традиционные мостовые железобетонные опоры.

Хотя новые материалы показали куда меньшую склонность к разрушению при сильных толчках, лишь один из них — казалось бы, весьма необычный — действительно продемонстрировал существенные отличия.

Речь о нитиноле — сплаве на основе никеля и титана, обладающего памятью формы. В отличие от других сплавов с эффектом памяти, этот после деформации способен вернуть себе исходную форму не только при нагреве, но и за счёт так называемой суперупругости (в 10–30 раз выше стали). И никакого нагрева, который неприемлем в силу значительного расширения конструкции.

Может показаться, что нитинол — материал дорогой, скорее подходящий для оправ очков, где его надо мало, а цена не столь значима. Но расчёты г-на Саииди показывают, что

полная замена стальной арматуры на равнопрочную нитиноловую даст общее увеличение стоимости конструкции лишь на 3%. Для сейсмоопасных зон вроде той же Калифорнии это вполне приемлемо, особенно с учётом низкой коррозионности этого сплава и высокой стоимости замены опор в случае серьёзной сейсмики.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.6 (11 votes)
Источник(и):

1. Национальный научный фонд США

2. computerra.ru