Наночастицы серебра вызывают вредные бактерии

Чтобы понять, как реагируют микроорганизмы на дезинфицирующие свойства наночастиц серебра, которое так часто используется в потребительских товарах, а также в медицинских и экологических устройствах, предстоит проделать ещё много работы, так заявили исследователи из Университета Нового Южного Уэльса (англ. University of New South Wales — UNSW).

Не смотря на то, что наносеребро имеет эффективные антимикробные свойства против некоторых патогенных микроорганизмов, чрезмерное «употребление» наночастиц серебра может заставить быстро адаптироваться и процветать другие потенциально вредные организмы — это показывает исследование, проведённое учёными из UNSW.

Этот результат, опубликованной в журнале Small, может иметь грандиозные последствия при использовании наночастиц серебра в качестве антибактериального агента в биомедицинских и экологических устройствах.

«Мы обнаружили, что важная природная способность широко распространённых бактерий — это достаточно быстрая адаптация к антимикробным действиям наносеребра. Это первые доказательства такой индуцированной адаптации», — говорит соавтор доктор Синди Gunawan из UNSW School of Chemical Engineering.

Используя экспериментальную культуру, UNSW исследователи отметили, что наносеребро было эффективным в подавлении целевых бактерий (кишечная палочка), но его присутствие инициировало неожиданное появление, адаптацию и аномально быстрый рост другого вида бактерий (бацилл).

Эффективность наносеребра в подавлении определённых болезнетворных патогенов была хорошо задокументирована. В результате, серебро стало широко использоваться в медицине, покрывая бинты и перевязочные материалы. Оно также имеет экологические применение в водяных и системах очистки воздуха, используется в косметике и моющих средствах, а также в качестве поверхностного покрытия на игрушках и пластиковой посуды.

Исследователи заявляют, что

антимикробные свойства наносеребра «набрали обороты отчасти из-за отсутствия доказательств потенциального развития резистентных микроорганизмов».

«Антимикробные действия наносеребра не является универсальным и при широком использовании этих продуктов следует принимать во внимание неблагоприятные исходы», — говорит Гунаван.

Исследователи говорят, что эти неблагоприятные последствия могут быть более выраженными, учитывая почти повсеместную природу бактерии Бациллы.

«Использование наночастиц серебра в медицине — означает возможное снижение эффективности и развитие устойчивых популяций в клинических условиях», — говорит соавтор доктор Кристофер Маркиз, старший преподаватель в UNSW School of Biotechnology and Biomolecular Sciences.

«Данной работой учёные предостерегают от широкого использования наночастиц серебра и требуют более глубокого исследования в области антибактериальных механизмов, степени адаптивности или клеточной защиты от антибактериальной активности».

1. mysmi.net