На основе анализа генов можно отбирать стволовые клетки для создания кровеносных сосудов

Чикагским учёным, которые проводят исследования на базе Университета Иллинойса, удалось определить белок, синтезируемый стволовыми клетками костного мозга. Основная функция этого белка – образование кровеносных артерий и стимулирование их роста.

Джаллес Рехман, занимающийся вопросами кардиологии и фармакологии в медицинском колледже, который работает при университете, отмечает, что существуют стволовые клетки, действующие разнонаправлено. Так, уникальными возможностями обладает костный мозг и его стволовые клетки, способные дифференцировать костные и хрящевые ткани, а также помогающие поддерживать в здоровом состоянии другие клеточные структуры организма.

Группа учёных во главе с Джаллесом Рехманом занимается разработкой методов инженерии клеточных тканей, которые можно использовать в лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы. Они заметили широкие возможности расположенных в костном мозгу клеток, которые называют мезенхимальными. Оказалось, что именно они имеют большое значение в формировании клеток, имеющих решающее значение для сосудов.

В ходе экспериментов учёные доказали и продемонстрировали, каким образом происходит смешивание мезенхимальных и эндотелиальных клеток, выстилающих сосуды, доставляющие кровь к органам. Смешав два типа клеток, экспериментаторы обнаружили, что клетки костного мозга вытянулись и стали основой, вокруг которой расположились эндотелиальные трубчатые клетки.

В итоге учёные пришли к выводу о том, что данный процесс, в ходе которого происходит организация клеток сосудов, напрямую зависит от действия стволовых клеток.

На следующем этапе исследования смеси клеток имплантировали мышам. В ходе наблюдения выяснилось, что эндотелиоциты смогли образовать нормально функционирующие сосуды.

Чтобы выяснить, как стволовые клетки действуют, когда проходит этот процесс, исследователи проанализировали гены. Они провели сравнительный анализ в предварительно смешанных наборах клеток. При этом сравнивались две группы смесей: первая могла образовывать сосуды, а вторая – не могла. В первом случае учёные обнаружили ген, который называется SLIT3.

Вывод учёных был следующим: не все типы стволовых клеток обладают способностью формировать сосуды. Всё зависит от того, какую активность в них проявляет обнаруженный ген. Чтобы лечить заболевания сердца, необходимо тестировать клетки больного на возможность активизировать SLIT3. Данная процедура в будущем станет вариантом проведения индивидуальной терапии.

Сегодня в клинических испытаниях проводятся процедуры инъекций стволовых клеток, в том числе мезенхимальных. Затем их действие оценивается в зависимости от того, насколько они способны вызывать рост кровеносных сосудов у человека в постинфарктном состоянии. До настоящего времени данная процедура получала скромные оценки, но проведённое исследование изменит ситуацию кардинальным образом.

Учёные уверены, что с помощью анализа генов и их возможностей каждый пациент получит индивидуальный способ лечения, так как клетки костного мозга будут полностью соответствовать особенностям организма и улучшат деятельность сердечной мышцы за счёт роста сосудов.

ntpo.com