Лазер помог мыши-диабетику

Пока лечебный световой луч доставляется по проводам, но и переход на беспроводной вариант технологии не за горами.

В Гарвардской медицинской школе (Бостон, США) научились использовать свет и генетически модифицированные клетки для создания имплантата, способного облегчить жизнь диабетикам.

Учёные, ведомые Мюн Хван Чхои (Myunghwan Choi), внедрили под кожу мыши прозрачный гель, содержащий генетически модифицированные светочувствительные клетки.

Лазерное излучение, доставляемое к ним и гелю при помощи вживлённого оптического волокна, стимулирует образование клетками соединения, которое поощряет выработку инсулина организмом, поражённым диабетом и неспособным самостоятельно обеспечивать себя этим веществом.

Уровень инсулина после процедуры возвращался к норме. Разумеется, и содержание глюкозы в крови становилось безопасным.

f1_3.jpg Рис. 1. Схема изготовления имплантата (иллюстрация Myunghwan Choi et al.).

Одновременно изучалось, может ли метод применяться в обратном направлении — для выявления по реакции светочувствительных клеток различных токсинов (в тех же мышах). Взаимодействуя с кадмием, клетки начинали светиться, причём задолго до достижения ядом действительно опасных концентраций. Что не менее важно,

в принципе имплантацией модифицированных светоуправляемых клеток можно регулировать лечение самых разных недугов, контролируя, к примеру, введение антираковых препаратов или непрерывно медикаментозно борясь с подагрой в предрасположенных к ней тканях.

Пока главной технической проблемой остаётся оптическое волокно, то есть его физическое присутствие. Само собой, внедрение такой технологии контроля содержания инсулина в крови требует избавиться от «проводка», заметно мешающего передвигаться (даже мыши):

Ради этого учёные нацелились на использование микросветодиода с беспроводным питанием, способным стимулировать генетически модифицированные клетки в прозрачном геле.

Учитывая малое энергопотребление светодиодов, передавать нужно будет весьма умеренное количество энергии, то есть технически это, кажется, реализуемо.

Однако ещё товарищ Сталин предупреждал, что немедленно после реализации лозунга «Техника решает всё» наступает фаза практического внедрения, в которой быстро становится понятно, что «решает всё» совсем не техника, а люди. Словосочетание «генетически модифицированные клетки» способно стать непреодолимым барьером на пути этой технологии во многих государствах.

Да, кому-то может показаться странным, что кто-то считает нормальным регулярные уколы и небезопасной — их замену на эффективные методы выработки инсулина самим же человеком. Но реальность такова, что в современном мире множество людей по «религиозным соображениям» не стесняются запрещать переливать кровь собственным детям — даже при прямой угрозе их здоровью. Так что вера церкви, «убоявшейся ГМО», по сути, столь же основательная и непогрешимая, ибо истинная, с огромной долей вероятности не позволит перенести эту технологию с мышей на людей во множестве уголков (и углов) земшара.

Ну а потенциальные выгоды нового метода несомненны.

В ряде случае (травма, авария и т. п.) диабетики просто не состоянии ввести себе дозу, а помощи может не быть. Итог понятен всем; очевидно и то, что стимуляция выработки инсулина встроенным имплантатом с беспроводной подпиткой куда более надёжна (и к тому же всегда можно подстраховать обычными инъекциями). Да и отказ от регулярных уколов просто повысит качество жизни…

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Nature Photonics.

1. New Scientist