Кремниевые бордюры помогли физикам превзойти лотос в гидрофобности

Шершавые листья растений вдохновили ученых на создание материала с необычными водоотталкивающими свойствами из пластины кремния и микроскопических бордюров, благодаря которым капли воды «отпрыгивают» от его поверхности, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Листья многих растений можно считать примером идеальной водоотталкивающей поверхности, не подверженной загрязнению. Это свойство листьев получило название «эффект лотоса».

Благодаря расположенным на листьях лотоса микроскопическим бугоркам вода быстро стекает с поверхности листьев, унося с собой частицы грязи.

Джеймс Берд из Бостонского университета (США) и его коллеги воспроизвели этот эффект в искусственном материале и улучшили его таким образом, что капли воды начинают практически мгновенно «отскакивать» от поверхности.

Они достигли такого результата, наблюдая за тем, как капли воды падали на аналог листа растения из пластинки кремния с особым фторсодержащим покрытием. Просматривая видео таких падений, авторы статьи заметили, что

вода меньше соприкасалась с поверхностью образца и быстрее отскакивала от него в тех случаях, когда точка падения была относительно неровной.

Ученые предположили, что причиной этого могла быть тонкая воздушная прослойка, возникавшая между поверхностью капли и неровностями на кремниевой пластинке и помогавшая ей «отпрыгнуть». Физики проверили эту гипотезу, изготовив подобный лист, на поверхности которого присутствовало два набора микроскопических «бордюров» с разной толщиной и расстоянием между ними.

По словам ученых,

такая поверхность отталкивает капли примерно в 1,5 раза быстрее, чем листья лотоса, и при этом ее можно изготовить не только и кремния и фтора, но и металлов и других веществ.

Как полагают Берд и его коллеги,

такое покрытие можно будет применять не только в бытовой технике и промышленности, но и в качестве основы для специального покрытия, которое будет предотвращать обледенение крыльев самолетов и обшивки кораблей.