«Корпорация развития» поссорилась с Чубайсом

Один из самых дорогих проектов эпохи губернатора Александра Филипенко — «Полярный кварц», в который было вложено более 4 млрд рублей, похоже, никому не нужен.

Из доклада, сделанного на правительственном часе в думе ХМАО представителем «Корпорации развития», следует, что продукция «Полярного кварца» так и не заинтересовала отечественных и иностранных потребителей. Проект снова сидит без финансирования. Новых инвесторов не наблюдается.

Более того, участвовать в нем отказывается даже стратегический партнер правительства ХМАО — РОСНАНО. Причем уходит из проекта со скандалом — компания Анатолия Чубайса требует от своих партнеров неустойку за упущенную выгоду.

26 июня 2013 года в Ханты-Мансийске новый заместитель нового гендиректора «Корпорации развития» Евгений Зайнабитдинов рассказал югорским депутатам о состоянии дел с проектом «Полярный кварц». Напомним, в сентябре прошлого года правительство ХМАО вышло из состава акционеров ОАО «Полярный кварц». Власти передали свою долю предприятия (54,7%) «Корпорации развития» (прежнее название — «Урал промышленный — Урал Полярный»). В результате этой сделки корпорация стала владельцем более 99,9% акций «Полярного кварца». Второму акционеру — РОСНАНО принадлежит одна акция компании. В октябре 2012 года после без малого девяти лет строительства была запущена первая очередь завода «Полярный кварц» в Нягани, а также, как отчитывалась компания, был произведен успешный запуск цеха первичного дробления кварца в Усть-Пуйве (Березовский район, ХМАО). Тогда же заявлялось, что округ получил первое высокотехнологичное производство не в нефтяном секторе.

Но, как рассказал Евгений Зайнабитдинов, ситуация не такая радужная, как хотелось бы. Он отмечает, что да, заводы построены, но «продукция, которая на них производится, не может быть реализована ни на внутреннем, ни на внешнем рынке из-за высокой себестоимости».

«В настоящее время себестоимость продукции как в Усть-Пуйве, так и в Нягани составляет 33–43 рубля за килограмм. Цена продажи на внутреннем рынке одного килограмма составляет 20 рублей, на внешнем — 30 рублей. Продажа кварцевой крупки экономически нецелесообразна. Поэтому одна из стратегических задач, кроме поиска инвестора, а надо сказать, что сейчас «Полярный кварц» работает в отсутствии финансирования, это снижение себестоимости. В прошлом году мы предлагали нескольким заводам, везде был получен отказ из-за высокой цены», — сказал представитель компании.

По его словам, были разосланы предложения и письма профильным компаниям в США, Норвегию, Китай, Японию.

«Откликнулась Норвегия. Приезжала делегация, посетила наши объекты. Мы отправили 200 килограммов нашей продукции. Они должны провести анализ, ответить нам, и, возможно, какие-то пути сотрудничества обозначатся. Но никто не заинтересован без особых оснований с нами сотрудничать, вкладывать деньги. Пока мы не можем им ничего предложить. Поэтому больше, конечно, ориентированы на внутреннего инвестора. Мы обращались и во Внешэкономбанк, и в Ростехнологии. Но никто особой заинтересованности инвестировать в проект не высказал», — заявил он.

По его словам, серьезные проблемы сложились и с единственным партнером корпорации — ОАО «РОСНАНО». Эта компания в рамках подписанного ранее инвестиционного соглашения должна была выделить 1,3 млрд рублей на развитие проекта. Схема была такая: РОСНАНО и «Корпорация развития» создают новую проектную компанию — ООО «Полярный кварц». РОСНАНО вкладывается деньгами, а «Корпорация развития» вносит в капитал новой компании имущество (мощности по обогащению кварца).

Как рассказал представитель «Корпорации развития», эту схему развития проекта теперь вряд ли удастся реализовать.

«После подписания инвестиционного соглашения мы приступили к исполнению своих обязательств. Мы должны были передать активы, закрепленные за ОАО «Полярный кварц», в новую компанию — ООО «Полярный кварц». Но, к сожалению, так сложились обстоятельства, что с точки зрения РОСНАНО активы были переданы некорректно. Что это значит. К концу 2011 года все объекты незавершённого строительства были переданы без свидетельства регистрации права на незавершенное строительство. РОСНАНО, воспользовавшись этим, потребовало зарегистрировать объекты. Они были переданы обратно. Были зарегистрированы. Но время ушло. Формально и «Корпорация развития», и ХМАО выполнили свои обязательства. Но РОСНАНО, зацепившись за этот нюанс, отказалось выполнять свои обязательства, уведомив губернатора и нас, что выходит из проекта. При этом компания выставила счет потерянной выгоды в 29 млн рублей. Мы сейчас готовим исковое заявление и намерены судиться с РОСНАНО. Мы считаем, что это некорректное поведение», — резюмировал Евгений Зайнабитдинов.

Власти ХМАО подтвердили, что в курсе сложившейся ситуации.

«Мы свою позицию высказали. Предложили им выйти из проекта без претензий, без требования сторон. Но вопрос остается до сих пор открытым. И в судебном порядке предлагается решать его. Я думаю, это самый правильный путь выхода сейчас», — прокомментировал ситуацию директор департамента экономического развития ХМАО Павел Сидоров.

«Этот гордиев узел надо разрубать, потому что, оставаясь фактически членами совета директоров, в РОСНАНО блокируют все наши предложения по развитию проекта, — добавил Евгений Зайнабитдинов. — Они воздерживаются, тем самым решения не принимаются, и мы не можем двигаться».

Несмотря на то, что Евгений Зайнабитдинов заверил депутатов, что выход из всей этой ситуации есть — компания пробует привлечь в проект «Сосьвапромгеологию» и вместе с ней проработать вопросы, позволяющие снизить себестоимость продукции (выстроить новую логистику и энергетическую составляющую проекта), — у народных избранников остался осадок. Было предложение изъять долю правительства «Полярного кварца» из «Корпорации развития» и самостоятельно что-то с этим проектом делать. Но оно не получило поддержку со стороны властей округа.

Получить комментарий в РОСНАНО пока не удалось.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.8 (6 votes)
Источник(и):

Вероника Завьялова, ZNAK.COM

rusnanonet.ru