Китайские ученые предлагают использовать графен для защиты от бактерий

Соприкосновение листа из графена с бактерией приводит к «выдиранию» жировых молекул из клеточной стенки микроба и его последующей гибели, что позволяет использовать «нобелевский углерод» в качестве бактерицидного покрытия, заявляют микробиологи в статье, опубликованной в журнале Nature Nanotechnology.

Графен представляет собой одиночный слой атомов углерода, соединенных структурой химических связей, напоминающих по своей геометрии структуру пчелиных сот. За создание графена, обладающего уникальными физико-химическими свойствами, работающие в Великобритании выходцы из России Константин Новоселов и Андрей Гейм получили Нобелевскую премию 2010 года по физике.

Группа ученых под руководством Жухуна Чжоу (Ruhong Zhou) из университета провинции Чжэцзян в Ханчжоу (Китай) раскрыла секрет одной из слабо известных особенностей графена — токсичности для бактерий, проследив за тем, что происходило с кишечными палочками (Escherichia coli) при соприкосновении с ним.

Для этого биологи приобрели несколько одиночных листов графена, размололи их и добавили в культуру с микробами. Исследователи периодически извлекали нескольких бактерий из смеси и изучали их при помощи электронного микроскопа.

На третьем часу эксперимента значительная часть микробов деформировалась и прекратила подавать признаки жизни. Изучив их останки, ученые поняли, что

причиной их смерти послужил графен, нанолисты которого либо «срезали» части их клеточной стенки, или же встраивались в нее и «высасывали» жировые молекулы, уничтожая ее «каркас».

Этот процесс происходил так быстро, что мембрана деформировалась и разрушалась в считанные мгновения (десятки наносекунд) после соприкосновения с графеном. Как полагают Чжоу и его коллеги,

данное свойство графена позволяет применять его в качестве бактерицидного покрытия для лабораторий, больниц и домашней утвари. Тем не менее, пока не понятно, как человеческие клетки будут реагировать на длительный контакт с «нобелевским углеродом».