«Хевел» будет испытывать значительные сложности со сбытом своей продукции

Уровни солнечной радиации на ее территории России существенно варьируются. По оценкам, солнечная радиация в отдаленных северных районах составляет 810 кВт•час/м2 в год, тогда как в южных районах она превышает 1400 кВт•час/м2 в год. Также наблюдаются большие сезонные колебания в приходе солнечной энергии. Например, на широте 55 градусов суточный приход солнечной радиации составляет в январе 1,69 кВт•ч/м2, а в июле – 11,41 кВт•ч/м2.

Совокупный потенциал солнечной энергии оценивается в 2300000 млн. т у.т., технический потенциал в 2300 млн. т у.т. и экономический – в 12,5 млн. т у.т. Потенциал солнечной энергии наиболее велик на юго-западе (Северный Кавказ, район Черного и Каспийского морей) и в Южной Сибири и на Дальнем Востоке. Значительными ресурсами обладают Калмыкия, Ставропольский край, Ростовская область, Краснодарский край, Волгоградская область, Астраханская область и другие регионы на юго-западе, а так же Алтай, Приморье, Читинская область, Бурятия и другие регионы на юго-востоке. В некоторых районах Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока годовая солнечная радиация составляет 1300 кВт•ч/м2, превосходя значения для южных регионов России. Например, в Иркутске (52 градуса северной широты ) поступление солнечной энергии достигает 1340 кВт•ч/м2, а в Республике Якутия – Саха (62 градуса северной широты) – 1290 кВт•ч/м2. Именно в этих районах рекомендуется использование установок, преобразующих солнечную энергию.

Существует обширная картографическая и табличная база данных по ресурсам солнечной энергии в России. Для успешной реализации этого потенциала в России решается задача создания и развития собственного производства тонкопленочных солнечных модулей. Для этого в 2009 году была организована компания «Хевел», как совместное РОСНАНО и Группы компаний «Ренова». Завод расположен в г. Новочебоксарск (Чувашская Республика). Запуск завода «Хевел» по производству солнечных модулей постоянно откладывался, и последний раз эту дату перенесли на весну 2014 года. Первоначально предприятие должно было заработать еще в 2011 году. Затем дату запуска сместили на 2012 год. Сейчас, становится очевидным, что сроки запуска завода следует ожидать не ранее второго квартала 2014 года. Кроме того, планируется строительство солнечных электростанций компанией «Авелар Солар Технолоджи» на базе солнечных модулей «Хевела».

Не исключено, что причины этих задержек, связаны с серьезными проблемами рынка сбыта модулей «Хевела». По первоначальному плану продукция завода должна была идти на экспорт, в том числе в европейские страны. Однако в связи с кризисом потребление электроэнергии в Европе снизилось, а власти многих стран прекратили субсидирование альтернативной энергетики. В сложившихся условиях уже существующие предприятия отрасли переживают не лучшие времена. Кроме того, ценовой демпинг со стороны китайских конкурентов привел к банкротству сразу нескольких немецких производителей солнечных панелей. В такой ситуации, «Хевел» будет испытывать значительные сложности со сбытом своей продукции. Ориентация же производства исключительно на внутрироссийский рынок для строительства солнечных электростанций в регионах РФ (Астраханской и Оренбургской областями, Республиками Калмыкия, Алтай, Башкортостан) станет полностью зависеть от величины государственного финансирования. А окупаемость этих электростанций в Российских условиях пока не возможна без бюджетного субсидирования даже в регионах с максимальным количеством солнечных дней в году. С учетом заявленной проекторной мощности завода – 130 МВт (более 1 млн. солнечных модулей в год), перспективы успешной реализации проекта не выглядят вполне очевидными.

Несмотря на то, что подобные проекты, требуют государственного субсидирования целесообразность их развития не вызывает сомнений. При одновременном использовании солнечной энергии и других видов ВИЭ для производства электроэнергии и тепла можно существенно (от 30 до 100%) снизить зависимость от доставки привозного топлива. Поскольку, как правило, подобные установки автономного энергосбережения сооружаются около потребителя, то исключается фактор неустойчивости энергоснабжения при авариях на линиях передачи энергии. А это исключает самый зависимый элемент энергоснабжения – неблагоприятные погодные условия. Кроме того размещение установок возобновляемой энергетики на радиальных линиях электропередачи, особенно в конце, существенно снижает потери в линиях и позволяет удерживать напряжение в рамках требований стандарта.

Масштабы развития ВИЭ в мире и сегодняшней отсталости в этой области России имеют очевидные угрозы энергетического и социально-экономического характера.

Первая угроза – снижение экспорта нефти и газа в страны ЕС. К примеру, к 2020 году Германия будет удовлетворять 80% своих потребностей в энергии за счет использования ВИЭ. Таким образом, существует возможность давления импортеров на ОАО «Газпром» и другие крупные российские нефтегазовые компании, вынуждая их резко снижать экспортные цены. Этот сценарий может стать весьма реальным, учитывая возрастающие экспортные возможности США и целого ряда других стран.

Вторая угроза – углубление научно-технического и технологического отставания России, увеличения зависимости высокотехнологического и наукоемкого оборудования. Эта угроза абсолютно очевидна, поскольку в технологиях возобновляемой энергетики реализуются последние достижения многих научных направлений: материаловедения, метеорологии, электроэнергетики, аэродинамики, теплоэнергетики, машиностроения, электроники, нанотехнологий и др.

Третья угроза – это сокращение для России возможностей экспорта высокотехнологического и наукоемкого оборудования.

Четвертая угроза – сокращение рабочих мест в научной, производственной и эксплуатационной отраслях энергетики.

Пятая угроза особенно актуальна для субъектов Российской Федерации, имеющих в своем составе многочисленные населенные пункты с автономном энергоснабжением и привозным топливом, а также ненадежные энергетические линии связи с соседними областями.

Последняя угроза – это негативное влияние топливной энергетики на экологию, которое в странах Европейского Союза уже породило предложения к включению дополнительной надбавки «social cost» (социальная стоимость или «внешние затраты») в тариф на электроэнергию от топливной энергетики. Эти дополнительные средства идут на компенсацию ущерба, причиняемого топливной энергетикой здоровью людей и имуществу, а по предварительным расчетам могут составлять от 1,5 до 4 центов США за кВт•ч. Разумеется, что электроэнергия, выработанная на базе ВИЭ, свободна от этого налога.

Дмитрий Соловьев, руководитель направления водно-энергетических исследований и возобновляемой энергетики Института энергетической стратегии, к. ф-м. н., Центр энергетической экспертизы

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.8 (5 votes)
Источник(и):

НОР