Генетики прочитали геном неандертальца с Алтая

Реконструкция эволюционного дерева человека Схема: университет Калифории в Беркли.

Международная группа ученых, включающая российских исследователей, прочла геном женщины-неандертальца из Денисовой пещеры на Алтае. Эта работа, опубликованная на страницах Nature и кратко пересказанная на сайте университета Калифорнии в Беркли, подтверждает скрещивание неандертальцев как с Homo sapiens, так и другими видами.

Исследователи из Германии, Китая, России (Институт археологии и этнографии СО РАН) и США выделили ДНК из небольшого фрагмента кости стопы. Эта кость принадлежала женщине-неандертальцу, жившей около сорока тысячелетий назад: ее нашли во время раскопок в Денисовой пещере. Эта пещера на Алтае стала известна после того, как в 2010 году там были обнаружены останки неизвестного вида людей («денисовский человек», латинское название пока не присвоено), но кроме «денисовцев» в ней обитали и неандертальцы, и кроманьонцы.

Молекулярно-генетический анализ подтвердил, что

все три известных вида и еще какой-то, пока не выявленный вид человека, не просто поочередно жили в одной пещере на протяжении более чем десяти тысяч лет. Между этими видами происходил обмен генами, то есть представители одного иногда скрещивались с представителями другого. Разделившись около 400 тысяч лет назад, эти виды так и не стали полностью изолированы друг от друга. Денисовцы передали часть своей ДНК и современному человечеству: некоторые этнические группы Океании несут до нескольких процентов денисовских генов.

Неандертальцы, жившие на Алтае, передали соседям-денисовцам как минимум полпроцента генов.

Денисовцы, как было показано ранее, могли унаследовать от некоторого неизвестного вида до восьми процентов своих генов.**

Кроме того, на сегодняшний день в распоряжении ученых имеются данные о том, что неандертальцы скрещивались и с покинувшими пределы Африки кроманьонцами, Homo sapiens.

По современным представлениям, только жители Африки могут называть себя чистокровными представителями вида «человек разумный» — азиаты и европейцы, наряду с народами Америки или Океании, являются метисами, потомками как кроманьонцев, так и неандертальцев с денисовцами.