Гели бактерий в микрофлоре кишечника защищают от ожирения

Гелеобразные выделения некоторых бактерий в микрофлоре кишечника оказались жизненно необходимы для защиты организма от ожирения, возникающего при избытке жиров в пище, выяснили биологи, опубликовавшие статью в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Микрофлора кишечника исполняет несколько важных функций. Так, она помогает нам переваривать пищу и защищает организм от некоторых патогенов. Кроме того, бактерии в кишечнике напрямую влияют на обмен веществ в нашем теле и работу эндокринной системы.

Примером этого служит открытие 26 штаммов микробов в микрофлоре в августе 2012, которые так или иначе были связаны с развитием ожирения и диабета 2 типа.

Патрис Кани (Patrice Cani) из Лувенского католического университета в Брюсселе (Бельгия) и его коллеги выяснили, что некоторые бактерии микрофлоры защищают наш организм от ожирения, сравнивая видовой состав микробов в кишечниках мышей. Авторы статьи заметили, что

микрофлора грызунов, страдавших от диабета и ожирения, заметно отличалась по своему составу от бактерий, обитавших в организме здоровых мышей.

Внимание ученых привлекли бактерии Akkermansia muciniphila, обитающие внутри слизи на кишечных стенках. До этого считалось, что

эти микробы не влияют на обмен веществ. Небольшое количество таких бактерий в микрофлоре мышей-диабетиков с лишним весом заставило ученых предположить, что эти микробы все же влияют на то, как кишечник поглощает питательные вещества.

Кани и его коллеги проверили эту гипотезу, добавив в рацион таких грызунов специальный «йогурт», стимулировавший рост микробов. Когда численность бактерий выросла до нормальных значений, масса жира в теле мышей снизилась, как и доля сахара в крови. Это произошло благодаря тому, что бактерии восстановили слой слизи на стенках кишечника, мешающий молекулам жира проникать в кровоток.

Как полагают биологи, подобные «йогурты» и культуры бактерий можно использовать для противодействия ожирению и диабету и среди людей.