Биологи "научили" дендритные клетки распознавать и уничтожать рак кожи

Измененные клетки иммунной системы человека способны обнаруживать и уничтожать меланому — самый агрессивный вид рака кожи, установили ученые из США, результаты работы которых опубликован в Journal of Clinical Investigation.

Исследователи из Университета Дюка (Duke University) и Исследовательской лаборатории Мерка (Merck Research Laboratories) под руководством Скотта Пруитта (Scott Pruitt) создали специальный тип дендритной клетки, чтобы помочь иммунной системе находить раковые клетки.

Дендритные клетки являются «связующим звеном» между врожденным и приобретенным иммунитетом.

Во всех клетках живого организма «работает» комплекс частиц протеасом, которые действуют как «мусорная фабрика», утилизируя отработавшие или поврежденные молекулы белков. В здоровых тканях присутствует основной тип протеасомы (constitutive proteasomes, cPs), а в поврежденных или больных — так называемая иммунопротеасома (immunoproteasomes, iPs).

В поврежденной клетке IPs перерабатывает белки до отдельных фрагментов, которые затем «выставляются» на поверхности пораженных клеток, что помогает распознаванию их дендритными клетками и последующему уничтожению клетками иммунной системы.

В клетках большинства типов рака, включая меланому, действует исключительно протеасома типа cPs, что делает невозможным получение белковых фрагментов, распознаваемых иммунной системой.

Ученые модифицировали дендритные клетки таким образом, чтобы они распознавали «производимые» cPs в раковых клетках фрагменты. Полученные клетки вводили пациентам с меланомой, находящимся в стадии ремиссии. Четверо пациентов получили вакцину с обычными дендритными клетками, пятеро — с модифицированными.

Во всех случаях вакцинация давала иммунный ответ, который достиг максимума после 3–4 прививок дендритными клетками. У пациентов, которые получили специально измененные клетки, был отмечен более длительный иммунный ответ. По мнению ученых, их методика может быть многообещающей с точки зрения борьбы с раком кожи.