Бактерии в условиях невесомости растут очень странным образом

Ученые отправили образцы бактерий Pseudomonas aeruginosa (синегнойная палочка, один из распространенных возбудителей внутрибольничных инфекций) на борт космического челнока НАСА «Атлантис», чтобы выяснить, насколько их развитие на орбите будет отличаться от происходящегов нормальных земных условиях, сообщает Live Science.

Трехмерные сообщества микроорганизмов (так называемые биопленки), выращенные на борту челнока, обладали бОльшим количеством живых клеток, большей биомассой и были более плотными, чем колонии бактерий, выращенные в привычных условиях земной гравитации (контрольная группа).

Космические бактерии образовали структуру «колонны и покрова», которую никогда не наблюдали у них на Земле, сообщают ученые НАСА.

>«Биопленки пышным цветом “цвели” на станции Мир, и создают нам проблемы на МКС, но мы до сих пор не знаем, какую роль в их росте и развитии играет гравитация. Наше исследование представило первые данные влиянии космического полета на поведение бактерий на уровне колонии, а также подчеркивает важность понимания того, как отношения людей и микробов – вредоносных и полезных – меняются в космосе», – рассказывает ведущий автор исследования, Цинтия Коллинс (Cynthia Collins), адъюнкт-профессор биоинженерии и химической технологии Политехнического института Ренсселера.

Большинство биопленок, обнаруженных в природе и на теле человека, являются безвредными, но некоторые связаны с заболеваниями, утверждают ученые НАСА.

«Космические бактерии» выращивали в искусственной моче на борту «Атлантиса» в 2010 г. и еще раз в 2011 году, перед самым концом программы космических челноков НАСА. Коллинс и ее коллеги выбрали именно это вещество, так как оно подходит для изучения образования биоплёнок внутри и вне тела.

«Уникальный облик и структура биопленок синегнойной палочки, образовавшихся в условиях невесомости, говорит о том, что природа способна приспосабливаться к внеземным условиям среды. Этот феномен заслуживает дальнейших исследований (в частности, долговременного роста и адаптации к невесомости). Перед тем, как посылать космонавтов на Марс или начинать другие масштабные космические перелеты, необходимо удостовериться, что мы убрали (или существенно снизили) риск, который биопленки представляют для людей и оборудования на борту корабля», – заявила Коллинс.

Ученые отправили на «Атлантис» восемь пробирок с синегнойной палочкой. Астронавты погрузили бактерии в искусственную мочу одновременно с учеными в лаборатории на Земле, проводившими контрольный эксперимент.

После того, как образцы благополучно вернулись на Землю, Коллинс и ее коллеги сделали подробные трехмерные снимки биопленок для определения их внутренней структуры, а также исследовали плотность и рост клеток в колонии (с помощью других методов).

Данные исследования, опубликованного в журнале PLOS ONE, имеют значение для бактериологии в целом. В частности, они помогут ученым выработать новые средства борьбы с внутрибольничными инфекциями.

1. nauka21vek.ru