Разрабатывается новое средство, подавляющее развитие раковых опухолей головного мозга

Клетки опухоли головного мозга (глиомы) человека.

Учёные из института онкологии им. Розвелла Парка (Roswell Park Cancer Institute) опубликовали результаты доклинического исследования оценки эффективности использования ингибитора CFAK-Y15 для лечения некоторых типов раковых опухолей головного мозга. В статье, опубликованной в журнале Molecular Cancer Therapeutics, рассказывается о том, что ингибирование киназы фокальной адгезии (фермента FAK) с помощью CFAK-Y15 является эффективным способом контроля глиобластом (особенно в сочетании со стандартным химиотерапевтическим средством – темозоломидом [препарат «Темодал»]).

В опухолевых клетках фермент FAK вырабатывается в избыточном количестве. Как было показано, он принципиально необходим клеткам раковых опухолей для выживания. В рамках проведённого исследования группа учёных под руководством Виты Голубовской (Vita M. Golubovskaya, доцент кафедры онкологии при отделении хирургического лечения опухолей) выявила, что

на эксперименте подопытные животные, которых лечили с помощью CFAK-Y15 выживали на протяжении более длительного периода времени по сравнению с контрольной группой. CFAK-Y15 специфически ингибирует белки FAK путём таргетинга сайтов автофосфорилирования. CFAK-Y15 принадлежит к группе соединений, подавляющих активность онкопротеина Src путём ингибирования процесса его автофосфорилирования.

«Мы обнаружили, что CFAK-Y15 значительно снижает жизнеспособность клеток глиобластомы. Так же во многих случаях данное вещество приводит к уменьшению размера опухолей. При совместном введении CFAK-Y15 и темозоломида наблюдаемые эффекты проявляются более отчётливо. Данные вещества оказывают определённое влияние на сигнальные свойства белка FAK, являющиеся принципиально важными для выживания раковых клеток, в частности в случае развития инвазивных и метастатических раковых опухолей» – говорит доктор Голубовская.

«Мы с нетерпением ждём, когда начнётся клинический этап исследования, так как в настоящее время существует острая необходимость создания более эффективных средств лечения глиобластомы. Потенциальная значимость разрабатываемого средства велика, так как глиобластомы – это очень агрессивные опухоли, и мы знаем, что они продуцируют аномально высокое количество FAK» – говорит Вильям Кенс (William G. Cance, главный хирург, заведующий отделением хирургического лечения опухолей).

2. sciencedaily.com