Пластики смогут заменить металлы

Наука давно и весьма безуспешно бьётся над созданием биодеградирующих полимеров, обладающих схожими потребительскими свойствами с полимерами традиционными. И вот, чтобы жизнь таких лабораторий превратилась в окончательный ад, исследователи из Университета Тель-Авива (Израиль) решили создать пластики, способные по жёсткости соперничать с металлами.

Научная группа под руководством профессора Моше Кола разрабатывает сверхжёсткий полипропилен (один из самых распространённых пластиков в мире), который имеет шансы потеснить сталь и другие материалы, используемые для производства важнейших потребительских товаров.

Это окажет серьёзное влияние на многие виды промышленного производства, включая автомобилестроение, где пластиковые детали могли бы заменить большинство металлических.

5238659138_7fc71bc65e_z_600.jpg Рис. 1. Создатель металлоподобных пластиков Моше Кол, Университет Тель-Авива (фото aftau_pics).

Понятно, что производство износостойких пластиков требует куда меньше энергии. Но есть и другие преимущества. Если в составе автомобиля удастся заменить большинство традиционных стальных частей полипропиленом, получившийся самодвижущийся экипаж будет намного легче оригинала и не столь бензинопрожорливым. Двойная выгода — и вам, и окружающей среде. А поскольку пластики дешевле стали в производстве, то и цена на полипропиленовый автомобиль будет поистине народной.

Увы, способные к биодеградации пластики до сих пор не достигли уровня прочности и эластичности пластиков традиционных (того же полипропилена). Почему? Профессор Кол считает, что всё дело в не совсем идеальных катализаторах, используемых при полимеризации исходных мономерных блоков.

Чем «лучше» катализатор, тем более упорядоченная, хорошо определённая полимерная цепь будет получаться, а это, в свою очередь, ведёт к созданию более жёстких и износостойких пластиков с повышенной точкой плавления.

Группа г-на Кола разработала совершенно новый катализатор — металлорганический комплекс титана с производным лиганда салалена — для промышленного производства полипропилена, позволяющий получать самую жёсткую версию этого полимера из всех когда-либо создававшихся. Кроме того, новый полипропилен является также наиболее регулярным с самой высокой температурой плавления.

Надо полагать, что, доказав свою гипотезу о влиянии качества катализатора на потребительские свойства полимера, профессор Кол и его коллеги теперь переключатся на доработку процесса полимеризации биодеградирующих полимеров. Было бы здорово наконец-то объединить твёрдость стали и экологичность бумаги!

Дополнительные сведения о новом катализаторе можно найти в статье, опубликованной в журнале Angewandte Chemie.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.9 (12 votes)
Источник(и):

1. Phys.Org

2. compulenta.ru