Научные мозги России сосредоточены не только в Сколково и знаменитом новосибирском Академгородке, но и в Самаре

Научные мозги России сосредоточены не только в Сколково и знаменитом новосибирском Академгородке, но и в Самаре. Многое из того, что предлагают самарские инноваторы, кажется фантастикой. Тем не менее это уже не будущее, а настоящее, которое делается руками молодых ученых при поддержке властей всех уровней.

Михаил Моисеев – научный сотрудник института системы обработки изображений РАН. А недавно он возглавил собственное малое предприятие ООО «Светооптика». Тема его исследований – светодиоды, точнее – светодиодная оптика. Молодой ученый убежден: несмотря на то что слово «светодиод» всем уже давно знакомо, есть много направлений, которые позволяют проводить исследования в этой физической области, конкурируя с зарубежными предприятиями.

На столе рабочего кабинета, где Михаил Моисеев занимается научными изысканиями, – светильник. На первый взгляд это вполне обычное изделие, ничем не отличающееся от миллиона аналогов. Ну разве что необычной формой лампочек. Но стоит Михаилу его включить, и понимаешь: на прилавке в обычном магазине такой не найдешь. Он не излучает свет во все стороны, а направляет его только в запрограммированном направлении. Правда, пока такой прибор существует лишь в одном экземпляре.

«Светильник со вторичной оптикой создается с помощью мельчайших оптических элементов. Они устанавливаются сверху на светодиоды и фокусируют излучение в нужное место – на рабочий стол, участок тротуара. При этом такие лампы «едят» очень мало электричества, в семь-восемь раз меньше обычной лампы накаливания», -поясняет изобретатель.

Впрочем, плюс подобных светильников не только в энергосберегающих технологиях, но и в стоимости. Вместе с торговыми накрутками эти светильники будут стоить в шесть-семь раз дешевле китайских аналогов.

В конце прошлого года Михаил Моисеев со своей разработкой победил во Всероссийском конкурсе проектов молодых ученых «УМНИК на СТАРТ», и создал малое инновационное предприятие ООО «Светооптика», в которое вошли молодые ученые аэрокосмического университета. В ближайших планах инноватора – поставить свое изобретение на поток.

«В марте я поеду заключать контракт с партнерами, которые будут заниматься серийным производством оптических элементов, – рассказывает Михаил Моисеев. – Мы же, в свою очередь, будем их разрабатывать под нужды заказчика. Все элементы будут рассчитываться под индивидуальные требования».

Это далеко не единственный пример того «будущего», которое творят молодые ученые Самары сегодня. В Самарском государственном медицинском университете, например, сейчас разрабатывается аппаратно-программный комплекс по обучению хирургии в режиме реального времени. Компьютерный «пациент» ничем не отличается от живого человека и помогает будущим врачам обрести бесценный опыт не на бумаге, а на практике.

«Сейчас обучать студентов на живых пациентах запрещено законом. И на чем же тогда практиковаться будущим врачам? Наш аппарат дает ответ на этот вопрос. В прошлом году мы выиграли очень серьезный грант от федерального министерства образования и науки на создание этого программного комплекса, а уже через два года планируем начать серийное производство изобретения. Что примечательно – помимо федеральных денег, проект реализуется еще и за счет частных инвестиций», – заявляет начальник управления инновационных технологий Самарского государственного медицинского университета доктор наук Александр Колсанов.

По его словам, аналоги этому препарату существуют только в США и Израиле. В России же самарскому «виртуальному пациенту» равных пока нет.

Еще одно изобретение самарцев – зубные имплантаты нового поколения, которые отличаются от зарубежных аналогов уникальной структурой и конструктивными особенностями, позволяющими костной ткани прорастать через протез и плотно фиксировать его в кости. При этом стоимость самого импланта позволяет лечить зубы не только владельцам толстых кошельков, но и рядовым пенсионерам. В настоящий момент изобретение имеет множество наград, в частности, первое место на всероссийском конкурсе «УМНИК на СТАРТ». Уже создано малое инновационное предприятие, которое в ближайшее время получит государственный заказ на производство имплантатов.

«У нас уже все готово к реализации проекта и созданию конкурентоспособного продукта», – заявляет автор изобретения, клинический ординатор кафедры ортопедической стоматологии СамГМУ** Алексей Байриков**.

Разумеется, самарские ученые поддерживают статус города как космической столицы России и высокотехнологичными разработками в космической промышленности.

«Исторически сложилось, что в стране всегда была тройка лидеров по аэрокосмическому направлению: Москва, Казань и Самара. Ситуация остается такой же и сейчас», – заявляет проректор по науке и инновациям Самарского государственного аэрокосмического университета Андрей Прокофьев.

Со своим соратником по науке согласен и начальник управления научных исследований Самарского государственного технического университета Андрей Давыдов.

«Мы как политехнический университет охватываем очень много отраслей, в том числе и аэрокосмическую, – рассказывает он. – За последние пять лет, например, наш университет заключил с ЦСКБ «Прогресс» договоры по совместным работам на 35 миллионов рублей».

«Инновационное развитие за последние годы существенно выросло, – делится мнением декан заочного факультета СамГТУ, кандидат технических наук Виктор Коновалов. – Я связываю это с тем, что правительство наконец обратило внимание на ученых. Появилось много федеральных и региональных программ, позволяющих заниматься инновационными разработками. Главное во всем перечисленном то, что результаты достижений не остаются только бумажными проектами, а находят применение в производстве, и не только на российском уровне. За последние годы, по мнению самарских ученых, расширилась и международная деятельность, система образовательно-научных услуг активно продвигается на мировой рынок. И все это – несмотря на то, что российская наука как таковая находится в самом начале своего развития.

«По сути мы занимаемся инновациями с 2006 года, с того времени, когда люди поняли, что слово «инновации» не матерное, а хорошее. Потом появилось еще одно странное слово – «нанотехнологии», его тоже изучали года три, – вспоминает Александр Колсанов.

«Поэтому сейчас можно говорить только о начале, первом этапе становления российской науки вообще и науки в самарских вузах в частности. Развитие только начинается, и мы надеемся, что правительство и губерния будут поддерживать наши разработки».

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

sgpress