Найден механизм мгновенного прерывания острой аллергической реакции

Тед Джэрдецки. Фото с сайта med.stanford.edu.

Международной группе исследователей из Стэнфордского (США) и Бернского (Швейцария) университетов удалось создать белковую макромолекулу, способную в течение нескольких секунд прервать процесс запуска иммунного ответа организма на действие аллергена и тем самым открыть путь для разработки эффективных лекарственных препаратов немедленного реагирования при острых аллергических реакциях. Работа опубликована 28 октября в журнале Nature.

Как известно, основным иммунологическим маркером сенсибилизации организма является повышение общего уровня иммуноглобулина Е (IgЕ) в сыворотке крови больного и наличие специфических IgЕ-антител к аллергенам. Под влиянием аллергена происходит запуск каскада аллергических реакций, который начинается со связывания IgE с высокоаффинными FcεRI-рецепторами, расположенными на поверхности тучных клеток и базофилов.

Это очень быстро, в течение минуты, приводит к активации тучных клеток (базофилов) и секреции гистаминов, цитокинов и других медиаторов аллергии.

Так как пусковым фактором в механизме развития иммунного ответа на аллерген является момент связывания IgE с FcεRI-рецепторами, блокирование этого процесса является главной целью научных изысканий в этой области.

Разработанный ранее препарат омализумаб (торговое название Ксолар (Xolair)), представляет собой моноклональное антитело, связывающееся с IgE и предотвращающее его взаимодействие FcεRI-рецепторами, снижая количество свободного IgE. Однако недостаток омализумаба заключается в том, что он не влияет на комплексы IgE–FcεRI, успевшие образоваться ранее, которые разлагаются чрезвычайно медленно, и

потому этот препарат только приглушает симптомы аллергии и не эффективен в случае острой аллергической реакции.

Разработанная в результате совместной работы группы под руководством структурного биолога из Стэнфорда Теда Джэрдецки (Ted Jardetzky) и специалистов из Бернского университета белковая макромолекула, названная создателями DARPin E2–79, не только блокирует образование новых комплексов IgE–FcεRI, но и активно разлагает уже образовавшиеся, причем делает это в течение нескольких секунд.

Механизм ингибирующего действия E2–79 основан на асимметричности двух точек связи IgE и рецептора. Одна из этих связей время от времени оказывается слабее другой и в этот момент E2–79 разъединяет комплекс IgE–FcεRI, буквально «вклиниваясь» в этой точке в узкий зазор между молекулами.

Для самих авторов явилась сюрпризом столь эффективная «работа» DARPin E2–79, так как обычно высокомолекулярные ингибиторы более инертны, чем молекулы с малой молекулярной массой. Как отметил Джэрдецки, если его команде удастся создать микромолекулу, действие которое будет аналогично E2–79, то это станет «настоящим хитом», так как она будет еще более эффективной, но также более удобной в применении и дешевой в производстве.

Кроме того, по прогнозам Джэрдецки, благодаря пониманию механизма действия E2–79, может произойти настоящий прорыв в создании новых противоаллергических лекарственных препаратов.

«Теперь, когда ученым ясно, в какую сторону смотреть, они могут достать из холодильников разработанные в прежние годы и отвергнутые ингибиторы IgE и взглянуть на них по-новому», – полагает Джэрдецки.

1. medportal.ru