«Мусорная» ДНК чувствует вирусную инфекцию

Вирусную атаку можно определить со 100-процентной точностью, если проанализировать состав некодирующих РНК, синтез которых меняется при вторжении в клетку вируса.

Наряду с обычными генами, которые несут информацию о белках, в нашем геноме есть так называемая некодирующая ДНК. Несмотря на своё название, она не лежит мёртвым грузом, а самым деятельным образом участвует в жизни клетки. Считается, что

мутации в некодирующей ДНК сопровождают такие заболевания, как рак, аутизм, болезнь Альцгеймера.

Исследователи из Тель-Авивского университета (Израиль) сообщают, что некодирующая ДНК может служить сигналом вирусной инфекции. Как и обычная кодирующая, эта ДНК транскрибируется в РНК. Учёные заражали культуры клеток вирусом СПИДа, а потом анализировали содержание в них некодирующей РНК, причём те, кто этим занимался, не знали, какие клетки были заражены, а какие — нет. В статье, опубликованной в журнале Nucleic Acid Research, исследователи пишут, что

по составу некодирующей РНК можно было с абсолютной точностью определить присутствие вируса в клеточной культуре.

g1100142-coloured_tem_of_messenger_rna_transcription-spl.png Рис. 1. Транскрипция: новые молекулы РНК образуют «перо» вокруг ДНК-шаблона. (Фото Professor Oscar L. Miller).

Вирус как-то влияет на активность транскрипции на некодирующей ДНК, так что в клетке особым образом сменяется состав РНК: какие-то из них исчезают, каких-то становится больше. Разумеется, вирус воздействует и на обычную смысловую ДНК, и если учесть изменения и с кодирующими, и с некодирующими матрицами, то можно получить наиболее полную картину активности вируса в клетке. Не исключено, что разные вирусы по-разному влияют на синтез некодирующих РНК, и в этом случае по их составу можно определить конкретную разновидность патогена.

Исследователи пока не склонны полагать, что эти РНК играют роль противовирусной защиты. По их мнению, вирус стимулирует синтез этих молекул для каких-то своих нужд. И, возможно, наиболее эффективными противовирусными лекарствами окажутся как раз те, которые будут подавлять синтез таких некодирующих РНК, нужных вирусу.

1. American Friends Tel Aviv University