Генетически модифицированный хлопок повышает биоразнообразие
Хлопок с бактериальным токсином, губительным для хлопковой совки, делает ненужным использование инсектицидов, из-за чего повышается численность хищных насекомых, борющихся с другими вредителями.
В начале 1990-х хлопковая совка нанесла сельскому хозяйству столь значительный ущерб, что правительства разных стран решили ускорить исследования, которые помогли бы создать генетически модифицированный хлопок, защищённый от вредителя. В результате появились сорта хлопка, растения которых содержали бактериальный токсин.
Этот токсин с геном, взятым из бактерии Bacillus thuringiensis, губителен для гусениц совки, но безвреден для остальных насекомых. Мера не только помогла защитить хлопок от порчи, но и предотвращала загрязнение среды обычными пестицидами, с помощью которых раньше пытались избавиться от вредителя.
Рис. 1. Гусеница хлопковой совки на хлопке (фото Valter Jacinto | Portugal).
Однако, как и всякий генетически модифицированный организм, новый хлопок попал под пристальное внимание экологов. Исследования, выполненные в США, привели к неутешительным выводам:
генетически модифицированный хлопок снижал вокруг себя биоразнообразие; бактериальный токсин, внедрённый в него, обнаружился в водах, текущих от хлопковых полей; наконец, сами вредители начали вырабатывать устойчивость к токсину, делая генетическую модификацию практически бесполезной.
Но тут в защиту ГМ-хлопка выступили учёные из Китайской академии сельхознаук. На страницах Nature они сообщают, что этот хлопок не снижает, а повышает биоразнообразие. Вместе с французскими коллегами китайцы в течение двадцати лет следили за несколькими десятками хлопковых полей на севере Китая. Выращивание хлопка с бактериальным токсином резко сокращало использование органофосфорных и пиретроидных инсектицидов.
И это сильно повышало численность божьих коровок, златоглазок и пауков.
Хищные насекомые, избавленные от синтетических инсектицидов, сами сыграли роль инсектицида. Там, где рос ГМ-хлопок, резко уменьшилось количество тли: бактериальный токсин из хлопка на неё никак не влияет, зато её принялись истреблять божьи коровки и златоглазки. Соответственно, лучше себя почувствовали находившиеся рядом кукуруза и соя, не говоря уже о дикорастущих растениях. Словом,
использование гена бактериального токсина принесло пользу не только хлопку, в геном которого он был вставлен, но и другим сельхозкультурам.
Хотя в исследованиях, касающихся ГМО, иногда трудно отделить науку от политико-экологической истерии, в данном случае результаты работы хотя бы интуитивно понятны и могут быть объяснены в рамках экологических закономерностей.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев