Физики создали графеновый транзистор без металлических элементов

Шведские и немецкие физики разработали прототип миниатюрного транзистора на основе графена и соединения кремния и углерода, для работы которого не требуются металлические электроды, и опубликовали «инструкцию» по сборке такого устройства в статье в журнале Nature Communications.

Максимальная производительность обычных кремниевых интегральных схем и их графеновых «наследников» ограничивается так называемыми токами утечки – несанкционированным движением электронов через транзисторы в выключенном состоянии.

Дальнейшая миниатюризация кремниевых транзисторов крайне затруднена из-за роста токов утечки.

Группа физиков под руководством Хайко Вебера (Heiko Weber) из университета Фридриха-Александра в городе Эрланген (Германия) предложила свой вариант решения этой проблемы – транзистор на базе графена и карбида кремния.

Данное устройство представляет собой аналог обычного полевого транзистора с несколькими существенными изменениями.

  • Во-первых, роль металлических электродов в изобретении Вебера и его коллег играют небольшие полоски графена, соединенные с полупроводником – карбидом кремния.

Как отмечают исследователи, функции фрагментов графена зависят от типа соединения между ними и углеродно-кремниевой подложкой. Так, если между графеном и полупроводником существует прочная химическая связь, то контакт между ними способен проводить электрический ток. При отсутствии таких связей полоска графена превращается в так называемый барьер Шоттки.

Барьером Шоттки называется феномен, возникающий при контакте полупроводника с пластинкой из некоторых металлов. Высокая электропроводность металла и относительно низкая проницаемость полупроводника создают особый барьер на границе контакта, ускоряющий движение электронов из полупроводника в металл и препятствующий обратному току электричества.

Данное свойство широко используется при создании выпрямителей тока, диодов и некоторых электронных приборов.

Вебер и его коллеги воспользовались этим эффектом и создали транзистор из двух химически связанных полосок графена и одного графенового барьера Шоттки. В этом случае проводящие кусочки графена играли роль входа и выхода транзистора, а барьер Шоттки выступал в качестве затвора, управляющего проводимостью устройства.

Физики собрали экспериментальный прототип транзистора и проверили его работу при разных температурах и напряжениях. По их словам,

графеново-карбидный транзистор обладает достаточно низкими токами утечки при комнатной температуре – отношение силы тока во «включенном» и «выключенном» состоянии составляет 12 тысяч к одному. При уменьшении температуры до минус 53 градусов Цельсия эта пропорция достигает внушительных 74 тысяч к одному.

Как утверждают ученые,

данные транзисторы способны работать на высоких частотах – от одного мегагерца и более. Вебер и его коллеги полагают, что улучшение свойств графенового барьера Шоттки позволит достичь более высоких частот и поможет графеновой электронике потеснить ее кремниевых конкурентов в будущем.

Графен представляет собой одиночный слой атомов углерода, соединенных между собой структурой химических связей, напоминающих по своей геометрии структуру пчелиных сот. Он отличается высокой прочностью и уникальными электрическими свойствами, что делает графен привлекательным для использования в различных областях науки и техники. За создание графена выходцам из России Константину Новоселову и Андрею Гейму была присуждена Нобелевская премия 2010 года по физике.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.8 (6 votes)
Источник(и):

1. РИА Новости



OSV аватар

Спекуляции на словах используют, чтобы затуманить суть происходящего для обывателей. Печально, что этот же приём сейчас используется в науке. Это лишь мешает правильному пониманию природы и правильному конструированию на нано-уровне (которое пока ведется методом тыка). Новоселов и Гейм изобрели название «графен» по невежеству так назвав слой графита (см. статью «Графеновый вирус» и дополнение к ней «Об углеродных трубках и графене сейчас знают даже малыши» на сайте rusnor.org). Корреспонденты пошли дальше и изобрели слово «белый графен», назвав так слой нитрида бора (правда за это не получили нобелевской премии). В данной статье говорится Во-первых: просто о продолжении работ по сочетанию карбида кремния, в кристаллической структуре которого чередуются слои кремния и углерода: Si-C-Si-C-Si-C, с кристаллом графита С (эти работы ведутся лет 20 и просто новое технололгическое оборудование кое-что позволяет делать лучше). На выходе имеем: Si-C-Si-C-Si-C-C. И одна из проблем в том, что на кристалле карбида кремния на одной поверхности уже при выращивании кристалла возникают слои углерода, с которыми и пытаются связать дополнительный слой углерода (естественно за счет межслоевых химических связей, которых в используемой Новоселовым и Геймом ван-дер-Ваальсовой модели просто нет), а на другой поверхности кристалла карбида кремния –слой из атомов кремния и с ним химически связать графит сложнее. Во-вторых: просто о конструировании полевых транзисторов, характеристики которых зависят конечно не от «графена», а как давно известно – от качества границы раздела затвора и проводящего слоя (из-за этого полевики до сих пор уступают по основным характеристикам радиолампам, которые они, в принципе, копируют). Станислав Ордин.