Бразильские медиумы помогли ученым изучить мозг в состоянии транса

Американские нейрофизиологи проследили за работой мозга бразильских медиумов во время сеанса так называемого автоматического письма — написания текста под «диктовку» голосов давно умерших людей или духов — и зафиксировали необычно низкую активность нейронов в частях мозга, отвечающих за мыслительные процессы и речь, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

«Первая в мире оценка транса с точки зрения нейрофизиологии позволила нам получить много новых и интересных данных, которые помогут улучшить понимание того, как работает наш разум и как он связан с мозгом. Эти данные заслуживают того, чтобы мы продолжили исследование — мы должны воспроизвести их в других экспериментах и дать им интерпретацию», — заявил руководитель группы ученых Эндрю Ньюберг (Andrew Newberg) из Медицинского колледжа при университете Томаса Джефферсона в Филадельфии (США).

Ньюберг и его коллеги попытались выяснить, что происходит в мозге медиумов — людей, якобы способных «заглянуть» в мир духов — во время сеансов транса, проследив за его работой при помощи эмиссионного томографа.

Для этого ученые отправились в Бразилию, где существуют субкультуры спиритуалистов, и собрали группу из пяти опытных и пяти начинающих медиумов. Ученые ввели в кровь своих подопечных небольшое количество радиоактивных «меток», необходимых для работы томографа, и попросили медиумов провести сеанс автоматического письма.

Оказалось, что мозг опытных и начинающих медиумов по-разному работал во время эксперимента. Так, активность нервных клеток в мозге «экспертов» заметно снижалась. По словам нейрофизиологов, частота импульсов в лобной доле мозга, гиппокампе, в височной и поясной коре падала до минимальных значений, характерных людей в состоянии сна или потери сознания.

С другой стороны,

мозг начинающих спиритуалистов резко активизировался во время сеансов автоматического письма. Это проявлялось в повышении давления в кровеносных сосудах в тех отделах мозга, которые «отключались» в мозге опытных медиумов.

По всей видимости, эта группа экстрасенсов пыталась управлять течением сеанса.

По словам ученых, эти различия были заметны и в текстах, которые были написаны добровольцами в ходе эксперимента. Как правило, «работы» медиумов-экспертов были более сложными с лингвистической и смысловой точки зрения. Это было несколько неожиданным открытием, так как за умственную деятельность отвечают те участки, активность которых была резко снижена у опытных спиритуалистов.

Ученые полагают,

этот феномен можно объяснить тем, что активность «разумных» частей мозга препятствует функционированию тех его долей, которые активизируются во время транса. Тем не менее, Ньюберг и его коллеги не отрицают, что им пока не удалось найти механизм активизации подобных центров в мозге медиума. Ученые планируют найти ответ на этот вопрос в своих следующих работах.