Биологи впервые расшифровали геном карликовой березы

Группа генетиков под руководством Ричарда Баггса (Richard Buggs) из университета Королевы Марии расшифровала геном карликовой березы (Betula nana), пытаясь найти генетические корни эпидемии бронзовых узкозлаток (Agrilus anxius) в европейских березовых рощах.

Британские биологи впервые расшифровали и опубликовали полный геном карликовой березы, изучение которого поможет понять, почему эти березы и их «большие» сестры не способны противостоять набегам жуков-узкозлаток, проникших в Европу и Азию из Северной Америки, говорится в статье, опубликованной в журнале Molecular Ecology.

«Полученный нами геном карликовой березы станет чрезвычайно ценным добавлением в арсенал инструментов, которые мы используем для сохранения популяции берез (в Британии). С его помощью мы планируем оценить генетическое разнообразие среди карликовых берез Британии для подготовки стратегий по их спасению», — заявил один из авторов открытия Джеймс Борелл (James Borrell) из университета Королевы Марии в Лондоне (Великобритания).

Как объясняют ученые,

бронзовые узкозлатки (Agrilus anxius) питаются корой и другими частями ствола берез. До настоящего времени эти жуки обитали только на территории Соединенных Штатов и Канады и не присутствовали на территории Старого Света.

Европейские и азиатские березы не обладают устойчивостью к узкозлаткам, и их проникновение на территорию Британии и других европейских государств стало причиной настоящей экологической катастрофы.

Баггс и его коллеги собрали образцы клеток березы в северных районах Шотландии, извлекли из них генетический материал и расшифровали его.

В общей сложности геном карликовой березы содержит в себе 450 миллионов нуклеотидов — «букв» ДНК.

Авторы статьи отмечают, что

по своему качеству виртуальный геном Betula nana не уступает аналогичным последовательностям для человека и других организмов. Каждый нуклеотид был в среднем прочитан 67 раз, что минимизирует число возможных ошибок при секвенировании генома.

Исследователи провели черновое исследование генома и выделили в нем несколько подозрительных участков, которые могут влиять на способность березы защищаться от нападений узкозлаток. Баггс и его коллеги планируют сравнить их с аналогичными фрагментами в геномах 15 других видов берез, и найти причину уязвимости. Виртуальный геном Betula nana был опубликован в открытой онлайн-библиотеке Dryad.

«Карликовая береза является отличной моделью для изучения генетики берез. Ее легко выращивать и проводить с ней эксперименты благодаря небольшим размерам, а ее геном заметно меньше, чем у некоторых других видов берез. Этот геном будет полезным источником данных для всех ученых на Земле, изучающих различные виды берез», — заключает Баггс.