Впервые выявлен ген адаптации растений

Резуховидка Таля.

Дэвид Солт из Университета Пердью (США) выяснил, каким образом растения адаптируются к неблагоприятным условиям на генетическом уровне.

Несколько лет назад профессор заметил, что одна из разновидностей хорошо изученной резуховидки Таля (Arabidopsis thaliana) способна существовать при переизбытке натрия. Учёный вырастил более 300 растений этого подвида из семян, собранных по всей Европе. Растения выращивались в незасоленных почвах, содержание натрия в листьях измерялось.

Растения с высоким содержанием натрия вырастали из семян, собранных поблизости от морского берега или в районах с высоким уровнем засоленности почв. В ДНК этих организмов обнаружена слабая форма гена HTK1, который регулирует доставку натрия в листья.

Давно известно, что растения приспосабливаются к почвам, но молекулярный механизм, лежащий в основе этого явления, оставался в тени. Судя по всему, естественный отбор адаптирует экспрессию генов к условиям окружающей среды. Означает ли это, что нам не стоит беспокоиться по поводу глобального потепления? Да, растениям нужно помочь, идентифицировав гены, отвечающие за приспособление к засухе, более высоким температурам и изменению состава почв. Эволюции требуются тысячи лет, а сегодня климат меняется слишком быстро.

Результаты исследования опубликованы в статье:

Ivan Baxter, Jessica N. Brazelton, Danni Yu, Yu S. Huang, Brett Lahner, Elena Yakubova, Yan Li, Joy Bergelson, Justin O. Borevitz, Magnus Nordborg, Olga Vitek, David E. Salt A Coastal Cline in Sodium Accumulation in Arabidopsis thaliana Is Driven by Natural Variation of the Sodium Transporter AtHKT1;1. – PLoS Genetics. – November 2010.  – V.6. – Issue 11. – e1001193.

1. purdue.edu