Ученые впервые подсчитали количество информации, производимой людьми

Ученые впервые произвели инвентаризацию всех типов информации, которую человечество может хранить, передавать на расстояние и обрабатывать, сообщается в статье, опубликованной в журнале Science.

Группа исследователей под руководством Мартина Гилберта (Martin Hilbert) из Университета Южной Калифорнии в США провела анализ развития 60 основных технологий хранения, обработки и передачи информации за 1986–2007 годы и пришла к выводу, что суммарные запасы данных всего человечества оцениваются в 295 эксабайт (21-значное число, 1 эксабайт – 10 в 18 степени байта). Однако по оценкам ученых это количество – лишь 1% от информации, содержащейся во всех молекулах ДНК одного человека.

По мнению ученых, общий объем информации, производимый людьми, будучи записанным на компакт-диски, может образовать стопку высотою больше орбиты Луны.

«Мы живем в мире, где экономика, политика и культурное развитие все больше начинают зависеть от технологических возможностей. Нам впервые удалось оценить способности всего человечества в работе с информацией», – приводит слова Гилберта пресс-служба университета.

Большая часть информации (более 94%), согласно проведенной оценке, на сегодняшний день находится в цифровой форме, тогда как до 2002 года доминировали аналоговые методы хранения и обработки данных.

К 2007 году системы теле- и радиовещания передали примерно 1,9 зеттабайт информации (число из 22-х цифр, 1 зеттабайт – 10 в 21 степени байта). Это эквивалентно прочтению примерно 174 газет каждым человеком на земле в день.

Персональное общение людей (например, по мобильному телефону) к 2007 году достигло 65 эксабайт, что соответствует пересказу содержания примерно шести газет каждым человеком каждый день.

При этом в 2007 году все персональные компьютеры мира совершали 6,4 квинтиллиона операций в секунду (число с 20 цифрами), что примерно соответствует количеству операций, выполняемых в секунду мозгом одного человека. Выполнение всех этих операций вручную потребовало бы времени в 2,2 тысячи раз превышающего время существования Вселенной.

При этом скорость обработки информации за изученный авторами период растет со скоростью примерно 58% в год, количество передаваемой информации – на 28%, а общие запасы информации – на 23% в год.

«Эти числа могут впечатлить, однако они весьма незначительны на фоне того, как с информацией умеет управляться природа. В то же самое время природа остается все время на одном и том же уровне, тогда как технологические средства обработки информации развиваются экспоненциально», – сказал Гилберт, слова которого приводит пресс-служба университета.