Учёные продолжают искать новые средства преодоления устойчивости вирусной инфекции

Модель строения вируса гриппа (общий вид).

Исследователи из Калифорнийского университета (Ирвайн) нашли новый подход к созданию индивидуальных терапевтических методик для борьбы с вирулентными штаммами вируса гриппа, которые нечувствительны к действию используемых в настоящее время антивирусных лекарственных препаратов.

С помощью методов компьютерного моделирования Ромми Эмеро (Rommie Amaro) и Робин Буш (Robin Bush) – работники Калифорнийского университета создали специальную методику для того, чтобы предсказывать как определённые структуры на поверхности белков вируса гриппа, промотирующие репликацию вирусов, могут быть идентифицированы. Вероятно, результаты, полученные специалистами, могут принести конкретную практическую пользу в клинических условиях.

По словам Ромми Эмеро, полученные в ходе проведения исследований данные могут повлиять на создание новых лекарственных препаратов.

Поиск средств, способных эффективно справляться с гриппом, затруднён природой вируса-возбудителя. Данный вирус мутирует от штамма к штамму, что является причиной возникновения нечувствительности инфекции к конкретным лекарственным препаратам.

В клинике для лечения людей, страдающих от инфекции гриппа, применяются методы, эффективные лишь частично и имеющие широкий спектр применения. Данные методы направлены на подавление активности вирусного белка под названием нейраминидаза. Он, как полагают, обеспечивает возможность распространения вирусной инфекции по организму.

В 2006 году учёные пришли к выводу, что нейраминидаза вируса птичьего гриппа проявляется отличительным образом, имея особую структуру в определённой области, обнаруживаемой с помощью применения ряда лекарственных препаратов. Тогда авторы назвали эту область 150-петельной (150-cavity).

Ромми Эмеро и Робин Буш проводили свои исследования при поддержке компьютерного центра Сан-Диего и Национального института компьютерных исследований. Целью учёных было определение условий формирования указанных выше областей. Для этого учёные создали компьютерную модель белков вируса птичьего гриппа. С помощью данной модели они пытались предсказать, как перемещаются и изменяются воссозданные с помощью компьютера структуры. Так же учёные пытались выяснить, когда и в какой области белковых молекул будут формироваться 150-петельные карманы. По мнению Эмеро, использованный в ходе научной работы метод анализа можно использовать для получения важной информации о различных штаммах вируса гриппа, необходимой в ходе создания новых лекарственных препаратов, направленных на борьбу с данными штаммами.

«Наличие дополнительных антивирусных препаратов в нашем арсенале было бы полезным и остро необходимым в случае противостояния высоковирулентным штаммам вирусов, например, H5N1, способным быстро распространяться среди людей, или если, например, вирус H1N1 приобретёт устойчивость к существующим в настоящее время противовирусным препаратам» – говорит Ромми Эмеро.

Более подробное описание результатов исследований можно найти на веб-страницах журнала Nature Communications.

1. Science Daily